Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійне життя

П.Н.Симоненко: ІІ. ПЕРИОД «ДИКОГО КАПИТАЛИЗМА» (www.kpu.net.ua, 28.08.2006)

ІІ. ПЕРИОД «ДИКОГО КАПИТАЛИЗМА»

Источник: www.kpu.net.ua

(Ранний Кучма (1994-1999 годы)

Как и было запланировано режимом, летом 1994 года на президентских выборах побеждает Кучма. Его штабу удается убедить губернаторов ключевых областей поддержать своего кандидата. Так сработал административный ресурс.

На этих президентских выборах коммунисты взвешенно подошли к выбору своей политической стратегии и тактики. Имея определенный опыт и осознавая всю сложность и объем общественно-политических задач, восстановленная и обновленная КПУ сделала ставку на формирование монолитного левого движения.

Несмотря на свой значительный успех на предыдущих парламентских выборах, коммунисты были уверены, что на президентских выборах только коалиция всех левых сил давала шансы на электоральный успех. Компартия рассчитывала на стратегическое сотрудничество с идеологически близкой СелПУ и Социалистической партией и поддержала единого кандидата от левых сил - лидера социалистов А.Мороза.



Однако события тех лет свидетельствуют, что Мороз пошел на сговор с Кучмой. Для коммунистов, активно работавших на протяжении всей избирательной кампании, была непонятна выжидательная позиция, которую он занял. Ошеломляющим и совершенно не ожидаемым стал результат 13,3 % и третье место Мороза. На фоне тотального успеха украинских левых на парламентских выборах этот показатель уже тогда вызывал значительные сомнения, что подтвердилось событиями, развернувшимися сразу же после президентских выборов.

Как известно, коммунисты в отношении политики нового Президента заняли четкую и принципиальную позицию. Уже в октябре 1994 года объединенный пленум ЦК и ЦКК КПУ заявил о переходе в оппозицию к антинародному курсу нового руководства. Тогда же нами, коммунистами, впервые была выдвинута политическая задача — построение в Украине парламентской республики.

В то же время социалисты по отношению к курсу новой власти заняли, мягко говоря, более чем лояльную, чтобы не сказать странную позицию. Их программные установки носили во многом соглашательский характер. Руководство СПУ во главе с Морозом, занимавшим на тот момент пост Головы Верховной Рады, в отношениях с новой властью характеризовалось, в первую очередь, готовностью к любым компромиссам.

Именно на почве несогласия рядовых социалистов с соглашательской политикой руководства в СПУ происходит первый раскол. Значительная часть партийцев, в том числе народные депутаты Витренко, Марченко, Киевская парторганизация и редакция партийного печатного органа «Товарищ», заняли в отношении режима Кучмы позицию более жесткую, чем руководство партии, многие рядовые члены выходят из СПУ. О начале президентства Кучмы можно сказать, что он в полной мере стал преемником Кравчука. Великий обман украинского народа продолжался. Сформировавшаяся и окрепшая власть, используя государство как инструмент, приступила к первичному накоплению капитала.

Кучма пришел к власти под лозунгами защиты прав трудящихся, восстановления социальной справедливости, борьбы с коррупцией и казнокрадством. Он обещал гражданам прекратить хищническое разграбление государственной собственности, выплатить долги по пенсиям и зарплатам, вернуть надлежащий статус русскому языку и нормализовать отношения с Россией. Из всех его предвыборных обещаний не было выполнено ровным счетом ничего. Государственная политика реализовывалась с точностью до наоборот. Демонстративно был взят курс на форсирование сотрудничества со США. Кучма продолжил тянуть Украину «за уши» в НАТО. В июле 1997 года Украина подписывает Хартию про особое сотрудничество с НАТО и официально декларирует свое желание вступить в эту агрессивно милитаристскую организацию. Попутно окончательно разоружается и уничтожается украинская армия. В период до 1999 года она полностью лишилась стратегической авиации, потеряла флот, отказалась от модернизации всех видов сухопутных вооружений.

По инициативе Кучмы, подсказанной ему США, в 1997 году «сооружается» антироссийский альянс в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – так называемый ГУАМ. Неуклонно сворачивалось сотрудничество между военно-промышленными комплексами Украины и Российской Федерации.

Абсолютным обманом оказались и все социально-экономические обещания, щедро раздаваемые Кучмой в период выборов. Уже в первой
своей речи в парламенте он расставляет совершенно другие акценты и приоритеты государственной политики. Это - либерализация цен, сокращение дотаций, введение механизма банкротства, либерализация валютно-курсовой политики, ускорение приватизации, частная собственность на землю, либерализация экспорта, прекращение помощи трудоспособному населению.

Президент предложил провести полную приватизацию, в том числе крупных и средних предприятий – за три года, а малых - за год. Будут закрываться нерентабельные предприятия и сниматься дотации производителям товаров. Тем, кто способен работать, все социальные услуги будут предоставляться за деньги. Дополнительные выплаты получат только малоимущие и инвалиды, а общественные фонды потребления будут сведены к минимуму.

Будет введена гривна с «привязкой» к доллару. И, наконец, частная собственность на землю станет доминирующей в сельском хозяйстве, которому перестанут выдавать льготные кредиты.

Вместо проведения социально-ориентированной политики и укрепления государственного сектора экономики «красный директор» Кучма берет курс на окончательный переход к капиталистическим отношениям, самоотстранение государства от регулирования рынка и защиты социальных интересов граждан и ввергает страну и народ в эпоху дикого капитализма.

В этот период экономическая политика Кучмы направлена на дальнейшее обогащение приближенных к нему отдельных персон и кланов за счет разворовывания государственной собственности, теневой «прихватизации», «сертификатных» аукционов и покровительства теневым экономическим схемам.

Коррупция в органах государственной власти становится системообразующим явлением. Происходит постепенное сращивание бюрократии и теневого бизнеса. Благодаря этому альянсу утверждается новый феномен - «политический бизнес», гарантом которого становится наличие «опекуна» с государственными полномочиями.

Постепенно под покровительством бюрократии складываются мощные финансово-промышленные группы (ФПГ). В ход идут всевозможные механизмы разграбления государства и массовой эксплуатации населения.

Якобы для смягчения шока от либерализации власть решила создать иллюзию участия населения в приватизации государственного имущества. В ноябре 1994 года Кучма издал Указ об индексации вкладов в сберкассах. В соответствии с ним сбережения, украденные и съеденные власть предержащими ещё в первый период независимости, виртуально “увеличивались”. Но получить свои вклады в денежной форме граждане Украины так и не смогли. При «лежащем» производстве обеспечить платёжные требования вкладчиков можно было лишь напечатав новую кучу липовых денег. А это усиливало инфляцию. Поэтому вклады, сделанные в своё время живыми деньгами, выдавались компенсационными сертификатами.

В обращение также вводились приватизационные сертификаты, символизировавшие долю каждого гражданина в общенародной собственности. Население свободно выбирало объекты государственного имущества, в которые вкладывало свои сертификаты, дававшие якобы право на участие в будущих прибылях, если бы они когда-нибудь появились.

Выпуск компенсационных и приватизационных сертификатов и начало «сертификатной приватизации» привели к разрушению еще работающих государственных производств, что в свою очередь привело к ужасающим социальным последствиям. В течение 1995-2000 годов прошла грабительская «прихватизация» общенародной собственности в обмен на ничего не стоящие «бумажки». Даже те граждане, которым удалось вложить свои компенсационные и приватизационные сертификаты в предприятия, на практике оказались фиктивными собственниками. Ведь закон об акционерных обществах, который бы защищал права миноритарных акционеров, не принят и по сей день, поэтому миллионы мелких акционеров до сих пор ждут обещанных дивидендов.

Начинается масштабная приватизация государственной инфраструктуры. В частности, в течение 1996-98 годов идет активное акционирование и распродажа облэнерго. В результате почти все проданные в этот период энергокомпании стали собственностью иностранных фирм. Вот только располагались они сплошь в оффшорных территориях, а их полномочные представители имели либо украинское, либо зарубежное гражданство.

Владельцами стратегических украинских энергокомпаний становятся «бизнесмены» из так называемой «киевской семьи» братьев Суркисов и В.Медведчука, а также группа «Финансы и кредит», владельцами которой являются К.Жеваго и А.Кучеренко.

Хищными представителями той эпохи становятся П.Лазаренко и Ю.Тимошенко, осуществлявшие через концерн ЕЭСУ махинации с поставками природного газа из России в Украину и средствами государственного бюджета. Обороты этой посреднической конторы в 1996-97 гг. достигают 10 млрд. долларов в год. ЕЭСУ поставляет в Украину
18,7 % потребляемого газа.

К началу 1997 года (пик властных возможностей премьер-министра Лазаренко) концерн ЕЭСУ контролировал 25% украинской экономики. Действительно, это было государство в государстве. Основным направлением деятельности ЕЭСУ в 1996 - 1997 годах были поставки газа в Донецкую, Днепропетровскую, Черкасскую, Сумскую, Полтавскую, Кировоградскую и Николаевскую области, а также сотрудничество с РАО
"Газпром" и АО "Укргазпром" в вопросах осуществления взаиморасчетов за транспортирование газа западным иностранным потребителям через территорию Украины.

В состав ЕЭСУ вошли 20 промышленных и коммерческих структур, научно-исследовательские институты, венчурные фирмы, авиакомпания "Авиа", два банка - "Південкомбанк" и "Славянский".

В результате деятельности ЕЭСУ украинское государство недосчиталось 6,6 млрд. гривен в виде обязательных налоговых отчислений и вынуждено было из кармана налогоплательщиков погасить внешние долги этой компании перед российскими структурами в размере 1,2 млрд. долларов.

Со временем государственная власть стала все больше напоминать сложную мозаику политико-экономических групп (ПЭГ), работающих под бюрократической «крышей». Появляются новые «семьи»: «днепропетровская», «киевская», «донецкая», «харьковская»…

Именно на базе ПЭГ в середине-конце 90-х годов формируются олигархические кланы и группы — ЕЭСУ – (П.Лазаренко и Ю.Тимошенко), «Приват» - (И.Коломойский), «Интерпайп» – (В.Пинчук), «Славутич» –«Динамо» – (В.Медведчук и Г.Суркис), «Бринкфорд» – (Д.Жвания), «Укрпроминвест» - (П.Порошенко), ИСД – (А.Брагин и Е.Щербань, после их убийства ИСД возглавили С. Тарута и В.Гайдук), несколько позже создается крупнейшая компания «СКМ» во главе с Р.Ахметовым и другие.

Постепенно политико-экономические группы, укорененные в госаппарат благодаря тесной связи с бюрократическим классом, становятся одними из ведущих субъектов как экономических, так и политических процессов. Утверждается принцип — демократия для избранных. Начинается активная «партизация» административной вертикали и крупной буржуазии. В политическом пространстве возникают новые политпроекты: «Громада» — П. Лазаренко, «Батьківщина» - Ю. Тимошенко, «Трудовая Украина» — В.Пинчук, И.Шаров, А.Деркач, «Демократический Союз»— А. Волков. И «приватизируются старые — СДПУ (о) — В.Медведчук, Г.Суркис, ДемПУ-Антоньева.

Фактически в 1996-99 гг. произошло формирование украинского олигархата. Союз бюрократии и крупной буржуазии, способность новых олигархов влиять на принятие решений в системе исполнительной и законодательной власти стали основными характеристиками этого этапа.

Ощущая необходимость своей правовой легализации и легитимизации, бюрократия и олигархат выступили заказчиком конституционного процесса. Конституционное соглашение 1995 года и последующее принятие Конституции 1996 году стали той правовой рамкой, которая создавала условия для формирования бюрократической власти как общенациональной, утверждая главенствующей президентскую вертикаль.

Практически авторитарная модель государственной власти была гарантией нерушимости власти олигархов и чиновничьей верхушки. Государственная власть фактически отождествляется с властью чиновника. Советская система с сильными органами представительской демократии окончательно демонтируется. Большинство инструментов управления государством и гражданами концентрируется в руках бюрократии.

Принятие антидемократичной, антинародной Конституции 1996 года во многом произошло благодаря очередному сговору правящего режима, национал-демократов и примкнувших к ним социалистов во главе с Морозом. На законодательном уровне было закреплено понижение роли всех институтов представительской демократии и доминирование президентской исполнительской вертикали.

Следует отметить, что вся правовая база, которая формировалась в первый период президентства Кучмы, представляла собой компиляцию и «вырезки» из законотворчества наших соседей — России, Польши, стран
Балтии и других. Поэтому номинально законы и предписания существовали, но на практике они не выполняли своей нормативно-регулирующей роли.

Таким образом, трактовка законности тех или иных действий гражданина полностью отдавалась на усмотрение чиновника. Судебная система, на тот период уже в значительной степени коррумпированная и непосредственно зависимая от исполнительной власти, превращается в формальный институт, который легализует сомнительные решения бюрократии или выступает инструментом давления в споре разных олигархических групп за собственность.

Под маркой борьбы с волной организованной преступности, захлестнувшей страну в первой половине девяностых, власть существенно укрепляет правоохранительные органы. Со временем из институтов, обеспечивающих законность и правопорядок, органы ГПУ, МВД, СБУ, ГНАУ превращаются в основные орудия принуждения режима, в его «охранные конторы». В их функции входит организация «прослушки», слежения, а также физической и юридической расправы над «неугодными».

В таких условиях только Компартия Украины оставалась единственной системной оппозицией, которая не поддалась на «уговоры» власти и не пошла на сговор с режимом. И это было по достоинству оценено гражданами.

На парламентских выборах в марте 1998 года за КПУ отдали свои голоса более 6,5 миллионов украинских граждан — 24,65% от общего количества принявших участие в голосовании. КПУ получила 121 депутатских мандата: 84 - по общегосударственному округу и еще 37 – по одномандатным округам. На Востоке, Юге в Центре и даже на Западе Украины (Волынь, Ривненщина, Закарпатье) коммунисты были первыми или вошли в тройку лидеров по реальным показателям электоральной поддержки.

Блоку СПУ-СелПУ удалось набрать 8,5% и создать парламентскую фракцию «Левый блок» (36 депутатов: 29 - по списку и 7 - по одномандатным округам).

В целом за левые партии на парламентских выборах 1998 года проголосовало около 9 млн. украинцев. Успех впечатляющий!

Провластные партии («Громада», НДП, СДПУ(о)) с трудом преодолели 4% барьер, а представитель украинских правых — НРУ получил лишь 9,4%.

Режиму удалось удержать влияние на парламент лишь за счет существования 225 мажоритарных округов, в которых победа была обеспечена при помощи админресурса и «денежных мешков».

Выборы в Верховную Раду в 1998 году стали ярким индикатором настроений, царивших в украинском обществе в конце 90-х. В этот период все ощутимее становится тотальное социальное разочарование. Надежды населения на экономическое выздоровление, связанные с приходом к власти «сильной руки» и ускоренными рыночными реформами, не оправдались.

В результате экономика Украины продолжает свое катастрофическое падение. Неуклонно снижается ВВП, падает промышленное и сельскохозяйственное производство. Стремительно растут инфляция, безработица, задолженности по зарплатам и пенсиям. Национальную валюту удается удерживать исключительно за счет внешних займов. Олигархический капитал оказался не способен наполнять государственный бюджет, платить налоги и обеспечивать социальную стабильность. Страна находилась на грани политического и социально-экономического кризисов.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.