|
|
Партійна преса та видання
|
П.Н.Симоненко: І. РАЗВАЛ НАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И НАЧАЛО РАЗГРАБЛЕНИЯ СТРАНЫ
Источник: www.kpu.net.ua
Период Кравчука (1991-1994 годы)
В условиях крупномасштабного кризиса Советского Союза часть высшей украинской бюрократии взяла курс на выход из состава союзного государства. Предав партию, а затем страну и народ, республиканская чиновничья номенклатура самочинно наделила себя исключительным правом на перераспределение и захват народного богатства. Под маркой борьбы за независимость и заботы о благе украинцев, она начала воплощать в жизнь план узурпации власти и личного обогащения.
В этот период было положено начало операции «великого обмана украинского народа», которая поэтапно реализовывается все последующие годы независимости. При этом олицетворения и идеологические окрасы власти неоднократно менялись, но характер ее отношений с обществом всегда оставался неизменным.
Тогда, в начале 90-х, для реализации своего замысла республиканская бюрократия вынуждена была пойти на сговор с национал-демократами. И уже в июле 1990 года якобы под давлением нац-демов Верховный Совет принимает “Декларацию о государственном суверенитете Украины”, в которой провозглашается формальная независимость УССР.
В том же 1990 году Верховный Совет УССР под руководством тогдашнего председателя Кравчука под стратегию демонтажа и разграбления социалистического государства подводит соответствующую юридическую базу. Так, 3 августа был принят Закон об экономической самостоятельности УССР, закреплявший собственность “народа” Украины на её национальное богатство. В октябре приняты “Основные направления по стабилизации народного хозяйства для перехода к рыночной экономике”, в ноябре - “Концепция перехода УССР к рыночной экономике”.
В этих документах за ширмой общих слов о необходимости разгосударствления собственности просматривалось намерение чиновников и национал-демократов бесконтрольно и неограниченно присваивать общенародное добро, оставляя народ в нищете и экономическом рабстве. Они присваивали государственное имущество, выжимали в свои карманы государственный бюджет до последней капли.
Неуклонно проводя линию на отделение, республиканские чиновники и национал-демократы в своих коварных целях использовали и направляли протестные волны массового социального недовольства. В условиях стремительного падения уровня жизни населения, хозяйственного развала и экономического кавардака в обществе укрепляется внедряемая сверху мысль о независимости.
Граждан уверяют, что республиканское руководство искренне желает навести порядок в экономике, обуздать инфляцию и решить накопившиеся социальные проблемы, но ему для этого не хватает суверенитета, не достаёт властных полномочий, монополизированных Москвой.
В моду входит манипулирование цифрами и экономическими показателями. Активно внушается постулат, что объемы промышленного и сельскохозяйственного производства в Украине намного превосходят показатели других союзных республик, а значит, эпоха благоденствия украинского народа наступит сразу же после обретения независимости.
Киевские власти втайне поддерживают стихийные митинги и собрания. Поощряется деятельность националистических организаций. Возрождаются прежде запрещённые религиозные конфессии.
В регионах также начинают вызревать сепаратистские настроения. Активно циркулируют слухи о необходимости восстановления Крымской автономии, учреждения Галицкой автономии в составе Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей, “Новороссии” в составе Одесской, Николаевской и Херсонской областей, создания Донецко-Криворожской республики образца 1918 года.
Украинское общество на фоне политической нестабильности и экономического спада заставляют поверить, что единственным выходом из затянувшегося кризиса является провозглашение суверенитета.
Народ все больше запутывался в хитросплетениях политических интриг республиканской власти и ее взаимоотношениях с Москвой. Об этом четко свидетельствуют данные референдума, проведенного в марте 1991 года. За сохранение Союза высказались 70,5%, за независимость в составе Союза (в высшей степени манипулятивный вопрос) – 80,2%, то есть примерно 23 участников ответили положительно на оба вопроса. Это означало, что они хотели бы жить в независимой Украине, входящей в состав СССР. Однако тогдашнее государственное руководство Украины решительно берёт курс на ее обособление и выход из состава СССР.
24 августа 1991 года Верховный Совет УССР под председательством Кравчука принимает Акт провозглашения независимости Украины. Власть готовит проведение нового референдума, и 1 декабря 1991 года дезориентированные граждане голосуют за создание независимого Украинского государства. В этот же день 62% голосов Кравчук избирается Президентом Украины. Он пришел к власти на волне национального подъема украинского народа, спекулируя идеями национальной независимости и суверенности.
Для решения проблем своей международно-правовой легализации главы Украины, России и Белоруссии в срочном порядке, в тайне от союзного руководства и собственного народа встречаются в Беловежской пуще (7–8 декабря 1991 г.) и подписывают соглашение о денонсации Союзного договора 1921 года.
Таким образом, сговор части партийной номенклатуры и чиновничьей бюрократии под предводительством перевертыша Кравчука с национал-демократами обеспечил номенклатурно-бюрократической элите метаморфозу в новое, теперь уже национальное качество.
Первый сговор бюрократии и национал-демократов вылился в перераспределение сфер влияния и государственного управления. Бюрократия сохранила стратегические позиции, оставив за собой руководство экономикой, финансами, налогами, транспортом, связью, армией, внешней политикой, таможней, милицией и Службой безопасности. Национал-демократам отдали в управление идеологию, просвещение, культуру, некоторые средства массовой информации.
Результаты такого симбиоза не замедлили сказаться. При поддержке Кравчука национал-демократами был взят курс на политическую изоляцию от России и принудительную национализацию всех сфер общественной жизни. Началось переписывание истории, внедрялась дискриминационная языковая политика, активно возрождались националистические и профашистские партии.
Весной 1992 года впервые после Великой Отечественной войны в Киеве легально состоялась конференция Организации украинских националистов. За пол века ничто существенно не изменилось в их антинародной позиции. Они только несколько модернизировали тактику борьбы за власть, создали легитимные политические структуры.
Украинские националисты резко активизировали распространение своего идеологического контроля на духовную жизнь общества. В июне 1992 года создается так называемая Украинская православная церковь Киевского патриархата. Патриархом этой церкви избирается В.Романюк - бывший "политический", олицетворявший идею независимости Украинской церкви от Москвы. До сегодняшнего дня не признанна ни одной православной церковью мира, УПЦ КП проводит злобную антироссийскую политику и провоцирует межконфессиональное противостояние в Украине.
Агрессивная идеологическая экспансия национал-демократов, всячески поощряемая Кравчуком, заложила основу регионального раскола Украины. Именно тогда между Востоком-Югом и Западом Украины возникли острые мировоззренческие противоречия, которые продолжаются до сих пор.
Внешняя политика молодого украинского государства также стала заложницей идеологических доктрин национал-демократов. Пресмыкание перед Западом и противостояние с Россией — вот что было предложено украинскому народу вместо сбалансированной внешнеполитической линии.
В угоду американским милитаристам и их союзникам по НАТО начался процесс тотального разоружения Украины. Уже в первые годы независимости Украина лишилась третьего по мощности в мире ядерного потенциала, начался процесс распродажи и утилизации практически всех современных видов вооружений. Обороноспособность молодого украинского государства была подорвана. По сути, его лишили возможности защищать свои интересы и самостоятельно гарантировать свою безопасность.
При Кравчуке внутренняя политика государства впервые была полностью подчинена интересам новых «хозяев жизни». Так называемой национальной элите необходимо было не только обеспечить свой политический статус, но и подвести под него реальную экономическую базу. Поэтому в первый же год независимости руководство страны отказывается от социалистической модели развития экономики, задекларировав свою приверженность рыночным отношениям и капиталистическому способу производства.
В результате система государственного управления претерпевает значительные изменения. На смену стратегии защиты государственных интересов и социальных прав граждан приходит чиновничья тактика «решения личных проблем». Плановое народное хозяйство сменяет рыночная капиталистическая экономика, построенная на доминировании приватного интереса. Государство перестало быть социальным опекуном своих граждан.
В 1992 году Кравчук своим указом изменил функции министерств, сведя их к формальному «планированию» и «концептуальному» руководству. Правительство практически лишается права непосредственно руководить предприятиями. Как следствие, в экономике начали нарастать хаос и кризисные явления.
В то же время совершается попытка демонтажа системы местного самоуправления. В местные органы исполнительной власти назначаются представители Президента. Однако, его представители погрязли в скандалах с местными советами в борьбе за власть и сферы влияния. Они стали источником анархии в недрах периферийной власти, обременительной и бесполезной чиновничьей структурой на шее налогоплательщиков и поэтому были вскоре упразднены.
Наряду с этим национальная бюрократия начинает использовать могущество послушного ей государства для того, чтобы создать себе исключительно благоприятные условия для превращения в олигархическую верхушку класса капиталистов. Бывшие советские директора получают неограниченные права и полномочия, становятся единственными распорядителями народной собственностью. Бывшие комсомольские «деятели» в одночасье становятся банкирами, финансистами, маклерами.
Основным источником для обогащения становится перепродажа народной собственности и «выдаивание» финансовых ресурсов у населения. Активно осваиваются внешнеторговые операции — за рубеж продаются черные и цветные металлы, идет теневая торговля оружием, массово вывозится и продается на металлолом оборудование и приборы с украинских предприятий, воруются и перепродаются энергоносители.
Наряду с казнокрадством и воровством основой для обогащения новой буржуазии становится приватизация государственных предприятий. В августе 1992 года была принята Государственная программа приватизации имущества государственных предприятий на 1992 – 1994 годы. В ходе ее реализации самые влиятельные в стране лица приватизировали самые прибыльные предприятия, чтобы сразу же получать от них доход, финансируя их вдобавок средствами государственного бюджета.
В этот период на экономических подмостках появляются Гетьман и подручный ему Ющенко, которые завладели банковской системой и превратились в финансовых воротил. В 1991-1993 годах они совместно проводят несколько финансовых афер по конвертации советских рублей и иностранной валюты через Национальный банк Украины и Банк «Украина». Под непосредственным патронатом Кравчука осуществляется разграбление и вывоз за рубеж всех вкладов населения страны.
В 1993 году после декрета, к которому приложил руку тогдашний вице-премьер Пинзеник, начинается эпопея трастов («Меркурий», «Ксена», «Тана» и ряд других финансовых пирамид). Привлекая валюту под 7–12 % ежемесячно для реализации мифических проектов, мошенники держали деньги в сейфах. А потом вместе с ними просто-напросто "смывались". В итоге за 2 года население "облегчилось" на 400 млрд. крб. и 40 млн. долл. (по данным следственной комиссии Верховной Рады).
Пользуясь слабостью молодого государства и отсутствием последовательной экономической политики, новая буржуазия уводит все свои доходы в тень. Как следствие, в процессах регулирования социально-экономических отношений место институтов государственной власти прочно занимает организованная преступность, перераспределяющая теневые доходы.
Экономическую ситуацию существенно усугубляет примитивная изоляционистская политика Кравчука, которая привела к развалу хозяйственно-экономических связей между Украиной и другими участниками бывшего внутреннего всесоюзного рынка. В советские времена 80% продукции, производимой в Украине, предназначалось для потребления другими советскими республиками. Конечный продукт, целиком производимый в Украине, составлял лишь 20% объёма ее производства. Разрушение СССР оставило индустриальное и сельскохозяйственное производство нашей страны без источников материально-технического снабжения, без потребителей продукции, без финансирования.
Такой своеобразный путь развития Украины всячески поддерживался господствующими классами ведущих капиталистических стран. Им «на руку» был национально безответственный, зато послушный и идеологически комплиментарный правящий режим.
Однако для большей части населения такая экономическая политика обернулась социальным бедствием. В течение всего лишь нескольких месяцев подавляющее большинство украинцев оказалось за чертой бедности. Новыми реалиями жизни наших граждан стали: катастрофическая инфляция, тотальная безработица, нищенские зарплаты и пенсии, которые зачастую не выплачивались, лишение всех социальных гарантий и даже собственных сбережений.
В этой ситуации режиму необходимо было устранить единственную политическую силу, способную противостоять деструктивным тенденциям, быть реальным оппонентом существующему политическому и социально-экономическому курсу. Такой силой была Коммунистическая партия Украины. Поэтому ее деятельность на территории Украины в августе 1991 года была запрещена антиконституционным Указом Президиума Верховной Рады.
Тем не менее, для коммунистов кризис партии стал своеобразным катарсисом, очищением от случайных «попутчиков» и меркантильных карьеристов. Партия смогла пережить кризис, возродиться и перестроиться.
Видя униженное и бесправное положение подавляющей части украинских граждан, осознавая необходимость прекратить деградацию и стремительное скатывание Украинского государства в экономическую и социальную бездну, коммунисты активизировали свою деятельность. 19 июня 1993 года в Донецке было провозглашено возрождение коммунистического движения в Украине.
Уже на первых после своего восстановления парламентских выборах весной 1994 года Компартия Украины достигла ощутимых результатов. В парламент было избрано 93 ее представителей.
Эти первые парламентские выборы, проходившие в независимой Украине, показали, что власть не имеет обратной связи с обществом, что провластные структуры и партии не имеют реальной поддержки украинских граждан.
***
Подводя общий итог первого периода украинской независимости – так называемой «эпохи Кравчука», следует отметить, что Кравчук, обладая огромными президентскими полномочиями, не смог осуществить глобальную реорганизацию государственно аппарата. Будучи слабым и нерешительным президентом, он стал мелким «щипачом», разворовывающим собственность государства и народа.
Всем хорошо известны его «дела», из которых наиболее ярким и нашумевшим является афера с концерном «БЛАСКО». В 1993 году Указом Президента Кравчука Черноморское пароходство было превращено в акционерную судоходную компанию "Бласко". Вскоре на счет сына Кравчука от "Бласко" было переведено 1 миллион 300 тысяч американских долларов. Дело о валютных счетах сына Кравчука не завершено и сегодня. А Черноморское пароходство благодаря этому уникальному «эксперименту» полностью развалилось. В 1993 году ему принадлежало 320 судов, в конце 2004 года их осталось только два.
Видя нерешительность и неспособность Кравчука обеспечить полный и окончательный переход к системе капиталистических отношений, новый «правящий класс» быстро подыскал и подготовил ему замену в лице бывшего директора Южмаша Кучмы.
В 1993 году Кучма назначается премьер-министром Украины. Он дает гарантии выведения страны из кризиса, требует неограниченных полномочий. В глазах общественности он предстает как “многообещающий реформатор”, активно противопоставляющий себя недееспособному президенту Кравчуку.
В дальнейшем из-за разногласий с действующим президентом Кучма слагает с себя полномочия премьера и переходит в «оппозицию». С этого момента все надежды и чаяния определенной части граждан связываются с ним.
А весь негатив, все недовольство общества обращено на окончательно завравшегося Кравчука. В стране усиливаются протестные настроения, из Донбасса на Киев идут шахтерские колонны. Спасая свое положение, правящий режим вынужден был в 1994 году провести досрочные президентские и парламентские выборы.
Так в 1994 году режимом был впервые реализован сценарий теневой передачи власти, который в дальнейшем умело использовался правящей верхушкой. Откатанная технология «преемник» (выдвиженец из своей среды — «прогрессивный» премьер — лидер оппозиции — президент) вновь была успешно осуществлена через 10 лет, на президентских выборах 2004 года, когда на смену дискредитированному скандалами Кучме пришел овладевший обманным путем народным доверием Ющенко.
|