Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

П.Н.Симоненко: І. РАЗВАЛ НАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И НАЧАЛО РАЗГРАБЛЕНИЯ СТРАНЫ

Источник: www.kpu.net.ua

Период Кравчука (1991-1994 годы)

В условиях крупномасштабного кризиса Советского Союза часть высшей украинской бюрократии взяла курс на выход из состава союзного государства. Предав партию, а затем страну и народ, республиканская чиновничья номенклатура самочинно наделила себя исключительным правом на перераспределение и захват народного богатства. Под маркой борьбы за независимость и заботы о благе украинцев, она начала воплощать в жизнь план узурпации власти и личного обогащения.

В этот период было положено начало операции «великого обмана украинского народа», которая поэтапно реализовывается все последующие годы независимости. При этом олицетворения и идеологические окрасы власти неоднократно менялись, но характер ее отношений с обществом всегда оставался неизменным.



Тогда, в начале 90-х, для реализации своего замысла республиканская бюрократия вынуждена была пойти на сговор с национал-демократами. И уже в июле 1990 года якобы под давлением нац-демов Верховный Совет принимает “Декларацию о государственном суверенитете Украины”, в которой провозглашается формальная независимость УССР.

В том же 1990 году Верховный Совет УССР под руководством тогдашнего председателя Кравчука под стратегию демонтажа и разграбления социалистического государства подводит соответствующую юридическую базу. Так, 3 августа был принят Закон об экономической самостоятельности УССР, закреплявший собственность “народа” Украины на её национальное богатство. В октябре приняты “Основные направления по стабилизации народного хозяйства для перехода к рыночной экономике”, в ноябре - “Концепция перехода УССР к рыночной экономике”.

В этих документах за ширмой общих слов о необходимости разгосударствления собственности просматривалось намерение чиновников и национал-демократов бесконтрольно и неограниченно присваивать общенародное добро, оставляя народ в нищете и экономическом рабстве. Они присваивали государственное имущество, выжимали в свои карманы государственный бюджет до последней капли.

Неуклонно проводя линию на отделение, республиканские чиновники и национал-демократы в своих коварных целях использовали и направляли протестные волны массового социального недовольства. В условиях стремительного падения уровня жизни населения, хозяйственного развала и экономического кавардака в обществе укрепляется внедряемая сверху мысль о независимости.

Граждан уверяют, что республиканское руководство искренне желает навести порядок в экономике, обуздать инфляцию и решить накопившиеся социальные проблемы, но ему для этого не хватает суверенитета, не достаёт властных полномочий, монополизированных Москвой.

В моду входит манипулирование цифрами и экономическими показателями. Активно внушается постулат, что объемы промышленного и сельскохозяйственного производства в Украине намного превосходят показатели других союзных республик, а значит, эпоха благоденствия украинского народа наступит сразу же после обретения независимости.

Киевские власти втайне поддерживают стихийные митинги и собрания. Поощряется деятельность националистических организаций. Возрождаются прежде запрещённые религиозные конфессии.

В регионах также начинают вызревать сепаратистские настроения. Активно циркулируют слухи о необходимости восстановления Крымской автономии, учреждения Галицкой автономии в составе Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей, “Новороссии” в составе Одесской, Николаевской и Херсонской областей, создания Донецко-Криворожской республики образца 1918 года.

Украинское общество на фоне политической нестабильности и экономического спада заставляют поверить, что единственным выходом из затянувшегося кризиса является провозглашение суверенитета.

Народ все больше запутывался в хитросплетениях политических интриг республиканской власти и ее взаимоотношениях с Москвой. Об этом четко свидетельствуют данные референдума, проведенного в марте 1991 года. За сохранение Союза высказались 70,5%, за независимость в составе Союза (в высшей степени манипулятивный вопрос) – 80,2%, то есть примерно 23 участников ответили положительно на оба вопроса. Это означало, что они хотели бы жить в независимой Украине, входящей в состав СССР. Однако тогдашнее государственное руководство Украины решительно берёт курс на ее обособление и выход из состава СССР.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР под председательством Кравчука принимает Акт провозглашения независимости Украины. Власть готовит проведение нового референдума, и 1 декабря 1991 года дезориентированные граждане голосуют за создание независимого Украинского государства. В этот же день 62% голосов Кравчук избирается Президентом Украины. Он пришел к власти на волне национального подъема украинского народа, спекулируя идеями национальной независимости и суверенности.

Для решения проблем своей международно-правовой легализации главы Украины, России и Белоруссии в срочном порядке, в тайне от союзного руководства и собственного народа встречаются в Беловежской пуще (7–8 декабря 1991 г.) и подписывают соглашение о денонсации Союзного договора 1921 года.

Таким образом, сговор части партийной номенклатуры и чиновничьей бюрократии под предводительством перевертыша Кравчука с национал-демократами обеспечил номенклатурно-бюрократической элите метаморфозу в новое, теперь уже национальное качество.

Первый сговор бюрократии и национал-демократов вылился в перераспределение сфер влияния и государственного управления. Бюрократия сохранила стратегические позиции, оставив за собой руководство экономикой, финансами, налогами, транспортом, связью, армией, внешней политикой, таможней, милицией и Службой безопасности. Национал-демократам отдали в управление идеологию, просвещение, культуру, некоторые средства массовой информации.

Результаты такого симбиоза не замедлили сказаться. При поддержке Кравчука национал-демократами был взят курс на политическую изоляцию от России и принудительную национализацию всех сфер общественной жизни. Началось переписывание истории, внедрялась дискриминационная языковая политика, активно возрождались националистические и профашистские партии.

Весной 1992 года впервые после Великой Отечественной войны в Киеве легально состоялась конференция Организации украинских националистов. За пол века ничто существенно не изменилось в их антинародной позиции. Они только несколько модернизировали тактику борьбы за власть, создали легитимные политические структуры.

Украинские националисты резко активизировали распространение своего идеологического контроля на духовную жизнь общества. В июне 1992 года создается так называемая Украинская православная церковь Киевского патриархата. Патриархом этой церкви избирается В.Романюк - бывший "политический", олицетворявший идею независимости Украинской церкви от Москвы. До сегодняшнего дня не признанна ни одной православной церковью мира, УПЦ КП проводит злобную антироссийскую политику и провоцирует межконфессиональное противостояние в Украине.

Агрессивная идеологическая экспансия национал-демократов, всячески поощряемая Кравчуком, заложила основу регионального раскола Украины. Именно тогда между Востоком-Югом и Западом Украины возникли острые мировоззренческие противоречия, которые продолжаются до сих пор.

Внешняя политика молодого украинского государства также стала заложницей идеологических доктрин национал-демократов. Пресмыкание перед Западом и противостояние с Россией — вот что было предложено украинскому народу вместо сбалансированной внешнеполитической линии.

В угоду американским милитаристам и их союзникам по НАТО начался процесс тотального разоружения Украины. Уже в первые годы независимости Украина лишилась третьего по мощности в мире ядерного потенциала, начался процесс распродажи и утилизации практически всех современных видов вооружений. Обороноспособность молодого украинского государства была подорвана. По сути, его лишили возможности защищать свои интересы и самостоятельно гарантировать свою безопасность.

При Кравчуке внутренняя политика государства впервые была полностью подчинена интересам новых «хозяев жизни». Так называемой национальной элите необходимо было не только обеспечить свой политический статус, но и подвести под него реальную экономическую базу. Поэтому в первый же год независимости руководство страны отказывается от социалистической модели развития экономики, задекларировав свою приверженность рыночным отношениям и капиталистическому способу производства.

В результате система государственного управления претерпевает значительные изменения. На смену стратегии защиты государственных интересов и социальных прав граждан приходит чиновничья тактика «решения личных проблем». Плановое народное хозяйство сменяет рыночная капиталистическая экономика, построенная на доминировании приватного интереса. Государство перестало быть социальным опекуном своих граждан.

В 1992 году Кравчук своим указом изменил функции министерств, сведя их к формальному «планированию» и «концептуальному» руководству. Правительство практически лишается права непосредственно руководить предприятиями. Как следствие, в экономике начали нарастать хаос и кризисные явления.

В то же время совершается попытка демонтажа системы местного самоуправления. В местные органы исполнительной власти назначаются представители Президента. Однако, его представители погрязли в скандалах с местными советами в борьбе за власть и сферы влияния. Они стали источником анархии в недрах периферийной власти, обременительной и бесполезной чиновничьей структурой на шее налогоплательщиков и поэтому были вскоре упразднены.

Наряду с этим национальная бюрократия начинает использовать могущество послушного ей государства для того, чтобы создать себе исключительно благоприятные условия для превращения в олигархическую верхушку класса капиталистов. Бывшие советские директора получают неограниченные права и полномочия, становятся единственными распорядителями народной собственностью. Бывшие комсомольские «деятели» в одночасье становятся банкирами, финансистами, маклерами.

Основным источником для обогащения становится перепродажа народной собственности и «выдаивание» финансовых ресурсов у населения. Активно осваиваются внешнеторговые операции — за рубеж продаются черные и цветные металлы, идет теневая торговля оружием, массово вывозится и продается на металлолом оборудование и приборы с украинских предприятий, воруются и перепродаются энергоносители.

Наряду с казнокрадством и воровством основой для обогащения новой буржуазии становится приватизация государственных предприятий. В августе 1992 года была принята Государственная программа приватизации имущества государственных предприятий на 1992 – 1994 годы. В ходе ее реализации самые влиятельные в стране лица приватизировали самые прибыльные предприятия, чтобы сразу же получать от них доход, финансируя их вдобавок средствами государственного бюджета.

В этот период на экономических подмостках появляются Гетьман и подручный ему Ющенко, которые завладели банковской системой и превратились в финансовых воротил. В 1991-1993 годах они совместно проводят несколько финансовых афер по конвертации советских рублей и иностранной валюты через Национальный банк Украины и Банк «Украина». Под непосредственным патронатом Кравчука осуществляется разграбление и вывоз за рубеж всех вкладов населения страны.

В 1993 году после декрета, к которому приложил руку тогдашний вице-премьер Пинзеник, начинается эпопея трастов («Меркурий», «Ксена», «Тана» и ряд других финансовых пирамид). Привлекая валюту под 7–12 % ежемесячно для реализации мифических проектов, мошенники держали деньги в сейфах. А потом вместе с ними просто-напросто "смывались". В итоге за 2 года население "облегчилось" на 400 млрд. крб. и 40 млн. долл. (по данным следственной комиссии Верховной Рады).

Пользуясь слабостью молодого государства и отсутствием последовательной экономической политики, новая буржуазия уводит все свои доходы в тень. Как следствие, в процессах регулирования социально-экономических отношений место институтов государственной власти прочно занимает организованная преступность, перераспределяющая теневые доходы.

Экономическую ситуацию существенно усугубляет примитивная изоляционистская политика Кравчука, которая привела к развалу хозяйственно-экономических связей между Украиной и другими участниками бывшего внутреннего всесоюзного рынка. В советские времена 80% продукции, производимой в Украине, предназначалось для потребления другими советскими республиками. Конечный продукт, целиком производимый в Украине, составлял лишь 20% объёма ее производства. Разрушение СССР оставило индустриальное и сельскохозяйственное производство нашей страны без источников материально-технического снабжения, без потребителей продукции, без финансирования.

Такой своеобразный путь развития Украины всячески поддерживался господствующими классами ведущих капиталистических стран. Им «на руку» был национально безответственный, зато послушный и идеологически комплиментарный правящий режим.

Однако для большей части населения такая экономическая политика обернулась социальным бедствием. В течение всего лишь нескольких месяцев подавляющее большинство украинцев оказалось за чертой бедности. Новыми реалиями жизни наших граждан стали: катастрофическая инфляция, тотальная безработица, нищенские зарплаты и пенсии, которые зачастую не выплачивались, лишение всех социальных гарантий и даже собственных сбережений.

В этой ситуации режиму необходимо было устранить единственную политическую силу, способную противостоять деструктивным тенденциям, быть реальным оппонентом существующему политическому и социально-экономическому курсу. Такой силой была Коммунистическая партия Украины. Поэтому ее деятельность на территории Украины в августе 1991 года была запрещена антиконституционным Указом Президиума Верховной Рады.

Тем не менее, для коммунистов кризис партии стал своеобразным катарсисом, очищением от случайных «попутчиков» и меркантильных карьеристов. Партия смогла пережить кризис, возродиться и перестроиться.

Видя униженное и бесправное положение подавляющей части украинских граждан, осознавая необходимость прекратить деградацию и стремительное скатывание Украинского государства в экономическую и социальную бездну, коммунисты активизировали свою деятельность. 19 июня 1993 года в Донецке было провозглашено возрождение коммунистического движения в Украине.

Уже на первых после своего восстановления парламентских выборах весной 1994 года Компартия Украины достигла ощутимых результатов. В парламент было избрано 93 ее представителей.

Эти первые парламентские выборы, проходившие в независимой Украине, показали, что власть не имеет обратной связи с обществом, что провластные структуры и партии не имеют реальной поддержки украинских граждан.

***

Подводя общий итог первого периода украинской независимости – так называемой «эпохи Кравчука», следует отметить, что Кравчук, обладая огромными президентскими полномочиями, не смог осуществить глобальную реорганизацию государственно аппарата. Будучи слабым и нерешительным президентом, он стал мелким «щипачом», разворовывающим собственность государства и народа.

Всем хорошо известны его «дела», из которых наиболее ярким и нашумевшим является афера с концерном «БЛАСКО». В 1993 году Указом Президента Кравчука Черноморское пароходство было превращено в акционерную судоходную компанию "Бласко". Вскоре на счет сына Кравчука от "Бласко" было переведено 1 миллион 300 тысяч американских долларов. Дело о валютных счетах сына Кравчука не завершено и сегодня. А Черноморское пароходство благодаря этому уникальному «эксперименту» полностью развалилось. В 1993 году ему принадлежало 320 судов, в конце 2004 года их осталось только два.

Видя нерешительность и неспособность Кравчука обеспечить полный и окончательный переход к системе капиталистических отношений, новый «правящий класс» быстро подыскал и подготовил ему замену в лице бывшего директора Южмаша Кучмы.

В 1993 году Кучма назначается премьер-министром Украины. Он дает гарантии выведения страны из кризиса, требует неограниченных полномочий. В глазах общественности он предстает как “многообещающий реформатор”, активно противопоставляющий себя недееспособному президенту Кравчуку.

В дальнейшем из-за разногласий с действующим президентом Кучма слагает с себя полномочия премьера и переходит в «оппозицию». С этого момента все надежды и чаяния определенной части граждан связываются с ним.

А весь негатив, все недовольство общества обращено на окончательно завравшегося Кравчука. В стране усиливаются протестные настроения, из Донбасса на Киев идут шахтерские колонны. Спасая свое положение, правящий режим вынужден был в 1994 году провести досрочные президентские и парламентские выборы.

Так в 1994 году режимом был впервые реализован сценарий теневой передачи власти, который в дальнейшем умело использовался правящей верхушкой. Откатанная технология «преемник» (выдвиженец из своей среды — «прогрессивный» премьер — лидер оппозиции — президент) вновь была успешно осуществлена через 10 лет, на президентских выборах 2004 года, когда на смену дискредитированному скандалами Кучме пришел овладевший обманным путем народным доверием Ющенко.



Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.