Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Виталий ДЗЮБА: В гостях у китайского дракона (komunist.com.ua, 29.05.2006г.)

Источник: www.komunist.com.ua

В мифологии многих народов дракон представляет фантастический образ крылатого, иногда многоголового огнедышащего змея. В Египте образ дракона олицетворял силы мрака, побеждённые богом солнца Ра. В христианских легендах дракон - это образ злого духа. Зато в Китае дракон всегда считался божеством воды, вызывающим плодородие, а еще - символом власти и могущества. Ибо что это за власть, если она не обладает могуществом!?
     
      Выбор пал на Пекин
     
      В мире всегда с интересом наблюдают за первыми визитами новых руководителей крупных государств. Ведь визиты такого рода говорят о внешнеполитических приоритетах того или иного государства, что, в свою очередь, сказывается на всем комплексе международных отношений. Не стал исключением из общего правила и приход Ангелы Меркель на пост федерального канцлера ФРГ. Как и предполагалось, она вначале побывала у европейских соседей, навестила Вашингтон и Москву. Все ожидали, куда Меркель поедет дальше.
     
      К вящему удовольствию китайцев Меркель выбрала Пекин. Правда, после ее избрания на пост канцлера прошло уже полгода. Между тем, еще в октябре прошлого года, когда переговоры между ХДС/ХСС и социал-демократами о создании коалиции только начинались, будущая канцлер заявила, что отношения Германии с Китаем имеют чрезвычайно важное значение, и правящая коалиция под ее руководством будет продолжать прежнюю политику в отношении Китая.
     
      Но тот факт, что ее первая азиатская поездка пришлась на Китай, помог Пекину, что называется, «сохранить лицо». Как заметила в этой связи немецкая газета Die Zeit, «в Берлине предпочли бы, чтобы визит состоялся осенью, но китайцы очень хотели встретиться с новым главой немецкого правительства побыстрее: Пекин не должен ждать дольше, чем Вашингтон или Москва. Это свидетельствует об интересе, уважении и о китайском достоинстве».
     
      Знающие люди на Западе говорят, что китайской дипломатии пришлось приложить немало усилий, чтобы Меркель приехала именно в Пекин, а не в Токио, к примеру, или, что одинаково нехорошо для китайцев, в Дели. В последний раз Ангела Меркель побывала в Китае с официальным визитом в 1997 году, будучи министром охраны окружающей среды в кабинете Гельмута Коля.
     
      Как бы там ни было, поездка в Пекин завершила первую серию зарубежных визитов Ангелы Меркель в должности канцлера Германии, и в Пекине усматривают в этом добрый знак и признание геополитического и экономического веса Китая в современном мире.
     
      Приоритет отдан экономике
     
      В Пекине Ангелу Меркель принял Председатель КНР и руководитель компартии Ху Цзиньтао. Однако основные переговоры происходили с премьером Вэнь Цзябао.
     
      В центре внимания на переговорах двух сторон были вопросы дальнейшего развития экономического сотрудничества между ФРГ и Китаем. В первый же день визита немецкие компании подписали с китайскими партнерами 19 соглашений о сотрудничестве. Многопрофильный концерн Siemens договорился о разработке и строительстве пятисот локомотивов для китайских железных дорог. Кроме того, Siemens а поставит сетевое оборудование для компании мобильной связи China Mobil.
     
      Всемирно известный разработчик программного обеспечения – немецкая компания SAP - подписала контракт на поставку компьютерных программ для китайского среднего бизнеса. Lufthansa сообщила о принятии китайской авиакомпании Air China в возглавляемый ею союз авиаперевозчиков Star Alliance. Тем временем по вопросу строительства скоростной железнодорожной трассы, которая бы соединила мегаполис Шанхай с аэропортом Хунцяо, так и не удалось достичь согласия.
     
      Несмотря на радужные перспективы совместных проектов, между Германией и Китаем существуют и спорные вопросы. Торгово-экономическое пиратство - производство дешевых копий - обходится европейским налогоплательщикам ежегодно в миллиарды евро. Тем не менее, Китай до сих пор не проявлял особой активности на этом участке.
     
      На сей раз премьер КНР Вэнь Цзябао пообещал Ангеле Меркель, что Китай усилит охрану интеллектуальной собственности. Глава китайского правительства признал, что здесь пока существуют проблемы. Тема промышленного пиратства и охраны авторских прав стала одним из важнейших пунктов экономической программы визита Меркель в Китай.
     
      Канцлер Германии и премьер Госсовета КНР приняли участие в китайско-германском форуме по высоким технологиям, состоявшемся в Пекине. Как сообщает «Жэньминьжибао», Вэнь Цзябао и Ангела Маркель выразили удовлетворение плодотворным сотрудничеством в сфере экономики, культуры и образования, подчеркнули важную роль этого форума в активизации технико-экономического взаимодействия и указали на прекрасные перспективы развития китайско-германских отношений.
     
      Глава китайского правительства в своем выступлении предложил переименовать название форума в «Китайско-германский форум технико-экономического сотрудничества» в связи с постоянным углублением двустороннего обмена и связей.
     
      Меркель также посетила Шанхай. Покидая город, канцлер подчеркнула, что ФРГ будет и впредь развивать торгово-экономическое сотрудничество с Китаем. По ее словам, Шанхай - город, полный энергии. Его динамичное развитие произвело на гостью из ФРГ глубокое впечатление. Да и как не произвести, когда в прошлом году товарооборот этого мегаполиса с ФРГ достиг 11 млрд. долларов!
     
      Сегодня Китай потеснил Японию и является крупнейшим торговым партнером ФРГ в Азии. Товарооборот двух стран, начиная с 2001 года, увеличился в три раза - с 20 млрд. долларов до 63,2 млрд. долларов в прошлом году, что составляет примерно одну треть общего объема торговли Китая с ЕС. Это почти в два раза больше объема торговли между Россией и Китаем.
     
      Международные и гуманитарные проблемы
     
      Немалое внимание в ходе переговоров было уделено международным и гуманитарным проблемам. В этом смысле визит Меркель серьезно отличался от поездок в Китай ее предшественника. Визиты Герхарда Шредера в Китай были чисто деловыми поездками с рекламными и торговыми целями представителей экономики на переживающий бум рынок. В этих поездках не было или почти не было политики.
     
      Даже самые серьезные разногласия в китайской политике Шредера со своим западными партнерами находились вне политического поля. Шредер считал, что ЕС вполне мог бы отказаться от эмбарго на поставки вооружений, которое было введено в 1989 году после подавления протестов на площади Тянаньмэнь. О геостратегии он тогда не думал, и был искренне удивлен, когда американцы увидели в отмене эмбарго угрозу своим интересам в Азии.
     
      За последние годы ситуация в этом отношении несколько изменилась. В отличие от своего предшественника, Ангела Меркель не пытается убедить остальные страны Евросоюза в необходимости отменить запрет на поставку в Китай оборудования, которое можно использовать в военных целях. Но значительно изменилась и внешнеполитическая ситуация, в которой оказались европейские страны перед лицом нескольких угроз. По ряду вопросов внешнеполитическая линия Германии на Востоке требует и нового согласования российского и китайского направлений.
     
      Едва ли не главной темой европейской и германской внешней политики последних нескольких месяцев стала иранская атомная программа. Евросоюз и США требуют от Ирана прекратить работы по обогащению ядерного топлива, обеспечив прозрачность мирного использования атомной энергии.
     
      Россия и Китай не склонны мешать Ирану в развитии ядерных технологий и блокируют введение санкции ООН, на чем настаивает Запад. Кроме того, Пекин и Москва согласились на участие Ирана в предстоящем саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Между тем в западных столицах читают, что эта организация может превратиться в военно-политический блок, оппонирующий Западу. Кстати, Россия, Китай и другие участники ШОС проводят сейчас консультации о приеме в организацию новых государств. Помимо Индии, Монголии, Пакистана, речь идет также об Иране.
     
      В Пекине Ангела Меркель донесла до сведения китайского руководства решимость европейских стран добиваться от Ирана соблюдения международных соглашений о нераспространении ядерного оружия. Но здесь, как говорится, стороны остались при своих интересах. Китай, заинтересованный в увеличении импорта энергоносителей из Ирана, не хочет обслуживать претензии других к этой стране.
     
      В международных делах, которые канцлер обсуждала в Пекине, присутствовала и экономическая слагаемая. Берлин хотел бы, чтобы Пекин больше внимания уделял кризисным регионам планеты, в частности, Судану. Получая суданскую нефть, Китай, по мнению Берлина, должен оказывать более действенную помощь этой разрушенной в ходе гражданской войны стране. Но китайцы, несмотря на самые высокие в мире темпы прироста ВВП, считают, что им еще рано заниматься благотворительностью. Вначале надо решить собственные социальные проблемы, связанные с безработицей и неравномерным развитием прибрежных и внутренних регионов.
     
      Конечно, канцлеру очень хотелось поговорить о согласованной политике двух стран в области импорта энергоносителей из России. Но китайцы не любят обсуждать столь деликатные темы, тем более, что их вполне устраивают договоренности с Россией в этой области. Если у них появится возможность перехватить больше газа и нефти из России, чем европейцы, они будут только радоваться этому обстоятельству. Здесь Китай, как и ряд других стран, полагается на особый характер двусторонних отношений. Всякий «коллективизм» попахивает вмешательством американцев, а в Пекине этого не любят.
     
      В отличие от «стеснительного» в таких делах Шредера, Ангела Меркель не прошла мимо вопроса о правах человека, которые, по мнению западных стран, в Китае нарушаются. Но в Китае, как и в России, считают, что характер и степень развития демократии – это дело сугубо внутреннее. Кроме того, речь должна идти не о копировании западных ценностных образцов, а о развитии демократии на собственной культурно-исторической почве.
     
      «К тому же держава средней величины, какой является Германия, не имеет достаточных средств для оказания давления на властителей Поднебесной империи. Этого не в состоянии сделать даже такая супердержава, как США. Тот, кто хочет участвовать в освоении китайского рынка, вынужден делать неприятные уступки по некоторым вопросам. К ним относятся, в частности, подавление прав человека в Китае и процветающее промышленное пиратство», - замечает в этой связи немецкая газета Märkische Oderzeitung.
     
      Впрочем, китайские власти позволили Меркель, ратующей за свободу религий, встретиться с католическим епископом. Как замечает по этому поводу немецкая газета Abendzeitung, «… властители в Пекине проявили сдержанность и скрыли свои чувства за масками вежливо улыбающихся хозяев. Тем не менее, они наверняка были немного удивлены этой «железной леди».
     
      Познать Китай
     
      В Китае Ангела Меркель лишний раз убедилась, насколько важно для немцев знать историю и культуру страны, которая спустя четверть века может стать самым мощным – и в экономическом, и в военно-политическом отношении – государством мира. Наверное, поэтому она призвала немецких студентов и школьников учить китайский язык и поддержала создание «Германо-китайского молодежного форума». Впредь Меркель намерена выдавать китайским студентам канцлерские стипендии, получателями которых до сих пор преимущественно являлись американцы и россияне.
      Среди окружения канцлера только советник Меркель по китайским вопросам Хайнрих фон Пирер не стесняется по любому поводу цитировать Конфуция. Необходимо отметить, что за исключением периода колониальной истории, прежде всего «боксерского восстания» в начале XX века, в подавлении которого приняли участие германские войска, китайская история, литература и философия никогда не являлись каноническими предметами немецкого образования и не относились к разряду обязательных для любого образованного человека знаний.
      Это касается и большинства немецких интеллектуалов, которые до сих пор говорят о «концлагерном социализме», когда речь заходит о Китае.
      Но дело не только в том, что после II Мировой войны немцы, в силу известных обстоятельств, знают американскую общественную мысль лучше, чем собственных философов, не говоря уже о китайском культурном наследии. «Сегодня невежественность немцев в отношении китайской культуры и истории объясняется уже не столько их заносчивостью, сколько страхом признаться себе в том, насколько незначительной страной является Германия, по сравнению с Китаем», - замечает Tageszeitung.
      * * *
      Нам тоже, подобно немцам, стоило бы заинтересоваться Китаем. Если уж в Германии начинают говорить о своей «незначительности» по сравнению с КНР, то что можем сказать мы!? Наши поводыри часто вспоминают известное выражение, что в политике яйца надо раскладывать по разным корзинам. Однако в практической деятельности на международной арене этого пока не видно. Ставить только на одну лошадь – это всегда опасно, поскольку увеличиваются шансы на проигрыш. Во всяком случае, если бы наша страна имела отношения с Китаем хотя бы на уровне ФРГ, смотреть в будущее можно было бы спокойнее.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.