Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Виталий ДЗЮБА: К новому переделу Европы? (26.05.2006г., komunist.com.ua)

Источник: www.komunist.com.ua

Некоторые украинские эксперты восприняли воскресный референдум в Черногории, открывший дорогу для появления в Европе еще одного независимого государства, как вполне заурядное событие, которое никак не скажется на международных делах. Думается, однако, что такого рода оценки не отражают всю глубину и возможные последствия случившегося.
     
      Референдум в Черногории
     
      По официальным данным, 55,5% принявших участие в голосовании высказались за выход Черногории из союза с Сербией. Эта цифра превышает требуемую Европейским Союзом планку в 55%, необходимую для признания Черногории независимым государством. Хотя трудно сказать, кто предоставил ЕС право признавать то или иное государство независимым при таких процентах, а не при других.
     
      Специальный координатор стабилизационного пакта для Южной и Центральной Европы Эрхард Бузек указал, что союзное государство Сербии и Черногории в результате положительных итогов голосования прекращает свое существование, также как и институты его президента и парламента. Он заявил, что это был «тягостный» и недееспособный союз. По его словам, «переговоры с такой страной нужно было вести как минимум с тремя представителями вместо одного».
     
      Правда, некоторые эксперты опасаются, что в районах Черногории, где сербы составляют большинство, могут возникнуть волнения. Сербы, а это 32% населения республики, выступали против независимости Черногории. Кроме сербов, о чем говорят результаты референдума, против выхода из союза голосовало немало и собственно черногорцев. Деление на тех и других весьма условно, поскольку все говорят практически на одном языке и проживают на одной территории с незапамятных времен.
     
      А волнений бояться не следует. И сербы, и черногорцы хорошо помнят, как поступили с Сербией натовцы, когда в Белграде стали волноваться по поводу избиения албанцами сербов в Косово, исторической области, где зарождалось сербское государство. Поэтому волнений не будет. Прозвучали требования пересчета голосов, но это тоже вряд ли возможно, поскольку в Брюсселе хотели получить именно такой результат референдума.
     
     
      Что произошло?
     
      Интересно то обстоятельство, что на сей раз приходится иметь дело вовсе не с культурно-религиозным противостоянием, как это имело место, например, в ходе последних войн сербов, хорватов, боснийцев, косовских албанцев друг с другом. Там все происходило, похоже, в соответствии с известной теорией Хантингтона о столкновении цивилизаций. Как известно, в роли матрицы той или иной цивилизации у американского ученого выступает религия, на основе которой формируются ключевые категории каждой данной культуры.
     
      Пока существовал сильный центр в лице Белграда и бессменного в течение многих лет лидера Тито, который держал всех в «ежовых рукавицах», все вроде было бы тихо. Как только Тито ушел, а «коллективное руководство» страны руководства на деле не обеспечило, Югославия стала рассыпаться. Сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее, вплоть до войны, которую можно было назвать и гражданской.
      Ведь сербы, хорваты и другие народы этой страны отстоят друг от друга в этническо-языковом плане не далее, чем украинцы, русские и белорусы. Но тот факт, что турецкое завоевание Балкан и влияние католической Европы в свое время разделило их на различные цивилизационные общности, аукнулся, в конце концов, взрывом и распадом страны.
     
      Конечно, экономические причины также играли роль. Как и во времена развала Советского Союза, каждому думалось, что, провозгласив независимость, сразу заживем лучше. У нас ведь тоже в 1990-1991 года все считали, на сколько граммов Украина опережает других по душевому производству сала или сахара. Впоследствии дело завершилось импортом и того, и другого, но уже было поздно.
     
      Все же следует заметить, что развитие конфликта в Югославии было значительно ускорено в силу культурно-религиозных отличий. Впрочем, здесь тоже прослеживается аналогия с СССР. Напряжение, в первую очередь, постоянно сохранялось в прибалтийских республиках. Что же касается православной Грузии и других народов Кавказа, надо признать, что в условиях цивилизационного пограничья существенное влияние на формирование ценностей, норм, институтов и способов мышления различных социально-культурных общностей региона оказывают нерелигиозные компоненты. Играют роль этнический (принцип «крови»), надэтнический (кавказец, южанин, горец и др.), национально-государственный, хозяйственно-культурный, социальный и другие факторы.
     
      В случае с Черногорией, которая и во времена прежней независимости, и во время вхождения в Югославию всегда ориентировалась на Сербию, речь идет, скорее, о повторении феномена Словении. Эта республика ушла из бывшей Югославии совершенно мирным путем, руководствуясь только теми соображениями, что она наиболее благополучная в экономическом отношении и поэтому имеет хорошие европейские перспективы. Это тем более вероятно, что население Монте-Негро, как еще называют страну, православное, а центр церкви находится в Белграде. Видимо, по этой причине, православные священники активно противодействовали проведению референдума.
     
      Черногорию пока трудно назвать экономически благополучной. Однако расчет строится на европейскую перспективу. Дело с референдумом и переменами в настроении общества решительно ускорилось, когда стало ясно, что европейский процесс Белграда застопорился. Вялость сербов в поиске и выдаче Гаагскому трибуналу военных, будто бы причастных к массовым убийствам во время военных действий на территории бывшей Югославии, переполнили чашу терпения Брюсселя. Всяческие переговоры о сближении Белграда с ЕС были прекращены на неопределенное время.
     
      Черногорцы, в свою очередь, решили, что коль они ни с кем не воевали, отношение к ним в качестве независимого государства будет лучше. И это не исключено, поскольку маленькая Черногория обладает частью побережья Адриатического моря. Можно надеяться на приток туристов из богатой Европы и солидные инвестиции в курортный бизнес. Предпосылки к тому есть: черногорцы уже сейчас используют в качестве национальной валюты евро.
     
      Возможные последствия
     
      Но это, как говорится, внутреннее дело Черногории. Для нас гораздо важнее, что референдум в маленькой горной стране может иметь продолжение во многих уголках Европы. Существует такое юридическое понятие – прецедент. Он имеет значение для решения вопросов применения права, восполнения пробелов в законе, признания обычая и т.д. Если случился прецедент, признанный Европейским Союзом, почему бы его не использовать в других аналогичных случаях!?
     
      Точек применения сколько угодно. Ближайшая из них находится на нашей границе – это непризнанная Приднестровская Молдавская республика. Ее власти еще в начале марта, ориентируясь на предстоящий в Черногории референдум, приняли решение о проведении такового у себя. Известно, что в апреле Вашингтон официально заявил, что не признает его результатов. Если не признают США, не признает и Украина. Сомневаться здесь не приходится. Но, с другой стороны, как быть, если признает ЕС?
     
      Если же Брюссель не признает, это будет означать, что Союз, подобно США, занимается политикой двойных стандартов и становится на скользкую дорожку окончательного разрушения международного права.
     
      Но и это – только цветочки. Ведь имеем еще Абхазию и Южную Осетию. Они тоже имеют право воспользоваться опытом Черногории. Конечно, Тбилиси будет против. Как в такой ситуации поступать Украине, самому близкому союзнику Грузии по только что преобразованному в международную организацию ГУАМ?
     
      Это вблизи нас. Но сохраняются очаги сепаратизма в Испании, Бельгии, ряде других стран Европы. Те же баски или каталонцы могут тоже пожелать обрести независимость от Мадрида, но сохранить членство в Евросоюзе – уже в качестве самостоятельных субъектов международного права.
      * * *
     
      Сегодня трудно просчитать все возможные последствия референдума в Черногории. Возможно, впоследствии они серьезно изменят географическую карту Европы. Важно, чтобы они не коснулись Украины как единого государства. Для этого нужна взвешенная экономическая и гуманитарная политика государства, чтобы никто из граждан Украины, независимо от цивилизационной ориентации, национальности и языковых предпочтений не чувствовал себя ущемленным. Вот почему надо, чтобы будущая правительственная коалиция представляла весь многонациональный народ страны, а не отдельную его часть.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.