Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Інформація про вибори у ради всіх рівнів

Юрий СОЛОМАТИН: Суверенная воля народа: украинские мифы и реалии ( в контексте результатов парламентских выборов –

Посвящается

многострадальному

украинскому народу

Как реализуется суверенная воля народа во время референдумов и президентських выборов представлено в статье автора “Плебисциты и референдумы: VOX POPULI ( глас народа )?”
  www.slavic-europe.net

Продолжим рассмотрение названной проблемы в контексте мартовских выборов-2006 в парламент Украины. Хотя, по большому счету, она имеет общедемократический и общечеловеческий характер.

  1. Украинский народ. Воля народа.

В Конституции Украины неоднократно упоминается УКРАИНСКИЙ НАРОД и четко определяется, кто имеет ПРАВО выступать от его имени.

В преамбуле, в частности, говорится следующее:

Верховная Рада Украины от имени Украинского народа – граждан Украины всех национальностей, выражая суверенную волю народа (…..), руководствуясь Актом провозглашения Независимости Украины от 24 августа 1991 года, подтвержденным 1 декабря 1991 года всенародным голосованием, принимает эту Конституцию – Основной Закон Украины”.

В статье 5 идет речь о следующем: “ Украина является республикой.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является НАРОД. Народ осуществляет власть непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами и должностными лицами.

Никто не может узурпировать государственную власть”.

Способ реализации воли народа определяется в соответствующих статьях Конституции Украины:

Статья 69. Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии.

Статья 70. Право голоса на выборах и референдумах имеют граждане Украины. Которые достигли на день их проведения 18 лет.

Не имеют права голоса граждане, которых судом признано недееспособными.

В статьях 103 и 104 говорится о порядке выборов Президента Украины, который, после избрания на должность, торжественно присягает:

“ Я, (имя и фамилия), волею народа избранный Президентом Украины …”.

После этой короткой прогулки по Конституции Украины возникает простой как солдатский штык вопрос: как на выборах и референдумах определяется СУВЕРЕННАЯ ВОЛЯ НАРОДА?

При всей простоте этого вопроса ответа на него нет ни в Конституции, ни в избирательном законодательстве Украины. Похоже, что это не случайно.

2.Суверенная воля народа как воля большинства.

Ответственность народа за власть.

Основополагающее понятие "ВОЛЯ НАРОДА" может быть определено как воля его простого ( 50% + 1 голос) или квалифицированного ( 2/3 + 1 голос) большинства. Это понятие прочно вошло в жизнь общества, но, увы!, не ....в жизнь государства.

Мы хорошо знаем, что на собраниях членов коллективов, собраний съездов и т.д. решение считается принятым и обязательным к исполнению ВСЕМИ, если за него проголосовало больше половины всех, подлежащих учету.

Вот только на всеукраинских референдумах, выборах Президента Украины и депутатов в Рады всех уровней, органы местного самоуправления такого учета НЕТ! И только к выборам –2006 Центризбирком предпринял титанические усилия для того, чтобы учесть всех граждан, имеющих право избирательного голоса!

Почему же понятие "большинство народа" имеет такое важное значение для общества? Его социальные корни находятся на поверхности, но прячутся очень глубоко.

С целью уменьшения степени эксплуатации человека человеком и уменьшения узурпации власти, общество пришло к выводу, что все решения (законы) в обществе должны приниматься большинством народа и в интересах большинства народа.

НАРОД должен ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВЛАСТЬ В ФОРМЕ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ СВОЕГО БОЛЬШИНСТВА, непосредственно ( на референдумах) и через избранные им органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом большинство должно нести и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед всем народом за принимаемые решения.

Решения (законы), принятые меньшинством и в интересах меньшинства, ведут к усилению эксплуатации человека человеком, к узурпации власти и установлению тоталитарного режима и направлены на РАЗРУШИЕ ОБЩЕСТВА и ГОСУДАРСТВА.

А теперь вопрос ко всем знатокам избирательных систем: почему до сих пор нет закона, обязывающего Центризбирком своим актом или по его представлению законом Верховной Рады Украины перед каждыми выборами утверждать списки избирателей и учитывать КАЖДЫЙ драгоценнейший голосочек как сокровище!? Ибо его одного может нехватать для того, чтобы зафиксировать народное волеизъявление: 50% + 1 голос!

3. Украинские реалии: выборы народных депутатов Украины

Напомним, что в бурном декабре 2004 года Верховная Рада Украины приняла в пакете политических и законодательных соглашений переход от смешанной системы выборов( 50% по партийным спискам с 4% барьером и 50% по мажоритарным округам ) к выборам по исключительно по партийным спискам с 3% барьером.

24 августа 2005 года в Киеве, на Майдане Независимости на праздновании 14 годовщины провозглашения Акта о Независимости Украины Президент Украины В.А.Ющенко в своей речи предложил рассмотреть вопрос о повышении проходного барьера на выборах в Верховную Раду Украины.

А уже 25 августа 2005 года верным нашеукраинцем, народным депутатом Украины М.А. Поживановым был подан законопроект о повышении проходного барьера в Верховную Раду с 3 до 7%.

Политики начали бить ножками, как капризные детки, только одни ЗА такую новацию, а другие – ПРОТИВ. Не вдаваясь в подтекст и суть их оценок, предлагаю читателям вместе проанализировать в контексте предложенной новации результаты выборов в Верховную Раду Украины по партийным спискам в 1998 и 2002 годах. Что было бы, если бы тогда существовал 7% барьер? И что может быть в случае, если указанную новацию удастся протолкнуть?

3.1 Украинский пофигизм как проблема №1

Ключевой в сути буржуазной избирательной демократии является не столько проблема ЧЕСТНЫХ и ПРОЗРАЧНЫХ ВЫБОРОВ, как это провозглашается сейчас с каждого украинского политологического тына, - сколько искусственно уведенная в тень проблема сознательного или не сознательного массового отказа избирателей от участия в выборах, уклонение от них, то - есть АБСЕИНТИЗМА. На украинском бытовом жаргоне это явление получило название ПОФИГИЗМА (от фиги, которую держит в кармане для всех маленький, но себе на уме, украинец).

Как раз при наличии и с использованием ПОФИГИСТОВ происходит минимизация и оптимизация затрат на выборы со стороны участников буржуазного электорального забега! Чем больше “пофигистов”, - тем лучше!

В США - цитадели современной демократии, установлена уведомительная регистрация избирателей, то есть в избирательные списки заносятся только те избиратели, которые добровольно зарегистрировались. В США отсутствует институт учета и регистрации граждан, а на законодательном уровне предельной границы участия избирателей в выборах, при котором они считаются состоявшимися, не установлено.

В Украине за последнее десятилетие состоялась определенная эволюция в определении обязательного минимума участия в выборах.

Выборы народных депутатов Украины, которые проводились по мажоритарным округам в марте 1990 года еще по советскому закону от 27.10.1989 года, - признавались состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей, а избранным считался кандидат, который получил на выборах больше половины голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании.

На следующих по времени выборах в 1994 году (кстати, которые нынешний министр юстиции Украины и бывший руховец А.Лавринович признал в одном из недавних интервью последними действительно демократическими выборами) количественная граница избирателей для участия в выборах для признания состоявшимися, устанавливалась такая же, как в 1990 году. Тем не менее, предусматривалось, что избранным считался кандидат в депутатов, которые получил больше половины голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании, но не менее 25% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей данного округа.

При наличии такого дополнительного требования относительно 25% барьера, из 450 избирательных округов не был избран народный депутат в 45 избирательных округах. Так для только еще нарождающейся буржуазии стало понятным, что для победы на выборах нужно работать с избирателями: но не только и не столько убеждать, проходя неоднократно от дома к дому, но и брать на испуг с использованием так называемого админресурса, или перекупать голоса. Одним словом, как прагматичнее. Так перед новоявленной украинской буржуазией возникла задача минимизировать и оптимизировать такие избирательные хлопоты.

Проведение следующих очередных выборов в парламент Украины в 1998 и 2002 годах осуществлялось уже по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, а предельная граница явки избирателей на выборы, как условия признания их состоявшимися, - уже не устанавливалась! Вопрос был решен “без шума и пыли”.

Факт: на выборах в Верховную Раду Украины в 1998 году приняло участие 70 % избирателей от общего количества, включенного к избирательным спискам, а в 2002 году - их осталось лишь 65%. То есть “пофигисты” составляют уже 1/3 часть от общего количества избирателей. Это явление известно во всем мире, оно свидетельствует о растущем недоверии к буржуазным институтам власти, оно прогрессирует и набирает все больших масштабов. Ряды “пофигистов” растут неумолимо. И это – тоже факт.

По новым избирательным законом, принятым в 2004 году, следующие выборы в 2006 году состоялись по пропорциональной системе с 3% порогом (ранее было 4 %) прохождения политических партий в парламент, а предельная граница явки избирателей на выборы, как условия признания их состоявшимися, - так же не установлена.

На выборах в Рады всех уровней в 2006 году в списки избирателей было внесено 36 658 447 избирателей, а 26 марта 2006 года на избирательные участки явились и успели ( смогли) проголосовать только 68 % избирателей, имеющих право голоса.

Таким образом, провозглашая о своем желании, с одной стороны, войти в Европу, а с другой стороны, в СНГ - ЕЭП, де-факто Украина избрала самый либеральный американский вариант ПОФИГИЗМА, то есть свободы “ не ходить на выборы”.

В 2002-2004 годах состоялись промежуточные выборы в Верховную Раду Украины по 5 округам, которые засвидетельствовали : 1) явка составляет 25- 63%, 2) для получения первого места и победы в округе из 160 тысяч избирателей в условиях “растягивания голосов” (при искусственном наличии нескольких десятков кандидатов) бывает достаточно собрать “электоральный урожай” в 11-20 тыс. голосов, 3) во всех пяти округах победили “денежные мешки”, а обездоленный народ удивительно легко им продается.

То - есть иногда “победитель” получал мандат “доверия от народа” - ... всего лишь от 7-12% избирателей! Вот это то и есть минимизация с оптимизацией!

Поэтому активные, с собственными политическими взглядами избиратели лишь мешают на буржуазных выборах тем, кто рвется к власти. Не поэтому ли “эволюционным путем” был снят в отечественном избирательном законодательстве %% явки избирателей, когда выборы признаются состоявшимися?

Кто-то говорит: “Народ утратил веру в выборы!” А для кого - то это очень хорошо! Не нужно таких, утративших веру, ни в чем убеждать, даже не нужно расходовать деньги на обман или обычный грубый подкуп! Пусть “народ” сидит по домам и сосет лапу! Это и есть самое высокое достижение по минимизации и оптимизации буржуазной избирательной демократии в условиях современной уголовно-олигархической Украины. То есть обыкновеннейший украинский буржуазный избирательный КРЕТИНИЗМ.

Так происходит лицедейство вокруг буржуазных выборов. Побеждает тот, кто больше вложит денег и более удачно будет лицедействовать? Тогда при чем здесь народ? Где он? За это ли боролись, господа – панове интеллигенты и демократы?

В избирательных системах существует еще понятие относительного большинства для условий, когда не используется критерий явки на выборы и когда в выборе участвуют количество кандидатов более двух. При использовании таких избирательных систем победителем может стать и кандидат, получивший всего лишь десяток процентов голосов.

Пример: 30 мая 2004 года на промежуточных выборах в Верховную раду Украины в избирательном округе № 136 г.Одессы ( 143 тысячи избирателей) в голосовании приняло участие 34740 избирателей , что составило 24,36% от их общего количества, а занявший первое место и ставший народным депутатом Украины заместитель главы Одесской государственной администрации собрал 10530 голосов, что составило 30,31% от количества избирателей, принявших участие в голосовании и 7,34% от общего количества избирателей. Блистательная одесская иллюстрация сути украинского пофигизма и относительного большинства!

3.2 Проблема № 2 : проходной барьер

(Анализ законодательной новации Ющенко – Поживанова)

Рассмотрим суть предложения Ющенко-Поживанова на примере результатов выборов по партийным спискам в Верховную Раду Украины в 1998 и 2002 годах.

1) Выборы-1998

Исходные данные:

  1. Количество избирателей, внесенных в списки на избирательных участках –37 540 092; простое большинство ( 50% + 1 голос ) от их количества составит – 18 770 047, а квалифицированное большинство ( 2/3 + 1 голос) – 25 026 729. Это и есть Его Величество Народ, имеющий ПРАВО ГОЛОСА.

  2. Распорядились своим драгоценнейшим голосочком не все. Явка на выборы составила 26 734 449 избирателей, что составляет 71,21%.

  3. Приняли участие в голосовании – 26 571 273 избирателей, что составило 70,78%, то-есть КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО. Именно эти граждане решали судьбу выборов и всего украинского народа.

  4. Результаты голосования по партийным спискам были таковы:

Партия ( блок)

Голосов “за”

в Украине /

%% от участвовавших в голосовании

Голосов “за” накопительным итогом/

% от количества избирателей внесенных в списки

1

Компартия Украины

6 550 353 / 24,65

6 550 353 / 17,45

2

Народный Рух Украины

2 498 262 /9,40

9 048 615 / 24,10

3

Блок СПУ - СелПУ

2 273 788 /8,55

11 322 403 / 30,16

   

Барьер 7,00%

 

4

Партия Зеленых

1 444 264 /5,43

12 766 667 / 34,01

5

Народно–демокр. партия

1 331 460 /5,01

14 098 127 / 37,55

   

Барьер 5,00%

 

6

Громада

1 242 235 /4,67

15 340 362 / 40,86

7

ПСПУ

1 075 118 /4,04

16 415 480 / 43,73

8

СДПУ(О)

1 066 113 /4,01

17 481 593 / 46,57

   

Барьер 4,00%

 

9

НАПУ

978 330 /3,68

18 459 923 / 49,17

10

Реформы и Порядок

832 574 /3,13

19 292 497 / 51,39

11

Блок Трудовая Украина

813 326 /3,06

20 105 823 / 53,56

   

Барьер 3,00%

 

Выводы.

  1. Если принять, как абсолютную аксиому, что выборы могут считаться такими, что состоялись при явке с простым (50% плюс один голос ) или даже квалифицированным ( 2/3 плюс один голос) большинством, то в этом отношении у нас на выборах –98 был полный, не в пример заспавшейся Европе, порядок.
  2. В 1998 году при существовавшем барьере 4 % в Верховную Раду Украины по партийным спискам прошло 8 партий и блоков, которые набрали всего 17 481 593 голосов, что составило только 46,57% от количества избирателей, имеющих право голоса. Вот тут – то законодательная “собака” и зарыта: названные партии набрали голосов менее 50%, то-есть они не представляли даже простое большинство избирателей, имеющих ПРАВО ГОЛОСА. И меньшинство не имеет морального права управлять большинством, пусть и молчаливым
  3. Если бы выборы в 1998 году проходили с существующим сейчас 3% барьером, то в Верховную Раду Украины прошло бы 11 партий и блоков, которые бы набрали 20 105 823 голоса избирателей, что составило бы 53, 56% от общего их числа, занесенных в списки. В этом случае уже можно было бы говорить о том, что избранные по партийным спискам депутаты представляют простое большинство избирателей, а 3% был бы оптимальным.
  4. Если бы выборы в 1998 году проходили с предлагаемым сейчас 7% барьером, то в Верховную Раду Украины прошло бы 3 партии и блока, которые бы набрали 11 322 403 голоса избирателей, что составило бы 30,16% от общего их числа, занесенных в списки. В этом случае уже можно было бы говорить о том, что избранные по партийным спискам депутаты представляют меньшинство избирателей. По сути, произошла бы узурпация власти таким меньшинством.

2) Выборы – 2002

Исходные данные:

  1. Количество избирателей, внесенных в списки на избирательных участках –37 403 661; простое большинство ( 50% + 1 голос ) от их количества составит – 18 701 831, а квалифицированное большинство ( 2/3 + 1 голос) – 24 935 774. Это и есть Его Величество Народ, имеющий ПРАВО ГОЛОСА.
  2. И в этом случае распорядились своим драгоценнейшим голосочком не все. Явка на выборы составила 25 957 152 избирателей, что составляет 69,39%.
  3. Приняли участие в голосовании –25 909 407 избирателей, что составило 69,26%, то-есть КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО. Именно эти граждане решали судьбу выборов и всего украинского народа.
  1. Результаты голосования по партийным спискам были таковы:

Партия ( блок)

Голосов “за”

в Украине /

%% от участвовавших в голосовании

Голосов “за” накопительным итогом/

% от всего количества избирателей, внесенных в списки

1

Блок Наша Украина

6 108 088 / 23,57

6 108 088 / 16,33

2

Компартия Украины

5 178 074 / 19,98

11 286 162 / 30,17

3

Блок За Единую Украину

3 051 056 / 11,77

14 337 218 / 38,33

4

Блок Ю.Тимошенко

1 882 087 /7,26

16 219 305 / 43,36

   

Барьер 7,00%

 

5

Соцпартия Украины

1 780 642 /6,87

17 999 947 / 48,12

6

СДПУ(О)

1 626 721/6,27

19 626 668 / 52,47

   

Барьер 6,00%

 
   

Барьер 5,00%

 
   

Барьер 4,00%

 

7

Блок Н.Витренко

836 198 /3,22

20 462 866 / 54,71

   

Барьер 3,00%

 

8

Женщины за Будущее

836 198/2,11

21 010 782 / 56,13

9

КОП

525 025/2,02

21 535 807/ 57,58

   

Барьер 2,00%

 

Выводы.

И на выборах – 2002 с явкой у нас был, не в пример Европе, порядок.

  1. При существовавшем барьере 4 % в Верховную Раду Украины по партийным спискам прошло 6 партий и блоков ( на 2 меньше, чем в 1998 году), которые, однако, набрали почти на два миллиона голосов больше, чем в 1998 году – уже 19 626 668 голосов, что составило уже 52,47% от количества избирателей, имеющих право голоса. Названные партии оказались уже более известными избирателям, которые голосовали теперь не только за привлекательное название или лидера, поэтому и смогли набрать пусть и небольшое простое большинство.

  2. Если бы выборы в 2002 году проходили с существующим сейчас 3% барьером, то в Верховную Раду Украины прошло бы 7 партий и блоков ( … на один больше), которые бы набрали 20 462 866 голосов избирателей, что составило бы 54,71% от общего их числа, занесенных в списки. В этом случае так же можно было бы говорить о том, что избранные по партийным спискам депутаты представляют простое большинство избирателей.

  3. Если бы выборы в 2002 году проходили с предлагаемым сейчас новаторами 7% барьером, то в Верховную Раду Украины прошло бы 4 блока и партии, которые бы набрали 16 219 305 голосов избирателей, что составило бы только 43,36% от общего их числа, занесенных в списки. В этом случае уже можно было бы говорить о том, что избранные по партийным спискам депутаты представляют меньшинство избирателей. По сути, произошла бы узурпация власти таким меньшинством. Точно так же, как это произошло на президентских выборах-2004. А оптимальным был бы 6,00% барьер, который преодолели бы 6 партий и блоков, набравшие 52, 47% голосов избирателей, имеющих право голоса.

    3) Выборы – 2002

    Исходные данные:

    1. Количество избирателей, внесенных в списки на избирательных участках –37 191 928; простое большинство ( 50% + 1 голос ) от их количества составит – 18 595 965, а квалифицированное большинство ( 2/3 + 1 голос) – 24 794 619. Это и есть Его Величество Народ, имеющий ПРАВО ГОЛОСА.
    2. И в этом случае распорядились своим драгоценнейшим голосочком не все. Приняли участие в голосовании – 25 909 407 избирателей, что составило 69,79%, то-есть КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО. Именно эти граждане решали судьбу выборов и всего украинского народа.

    Результаты голосования по партийным спискам были таковы:

    №№

    Партия ( блок)

    Голосов “за”

    в Украине /

    %% от участвовавших в голосовании

    Голосов “за” накопительным итогом/

    % от всего количества избирателей, внесенных в списки

    1

    Партия регионов

    8 148 745 / 32,14

    8 148 745 / 32,14

    2

    Блок

    Юлии Тимошенко

    5 652 876 / 22,29

    13 801 621 / 54,43

    3

    Блок “ Наша Украина”

    3 539 140 /13,95

    17 340 761 / 68,38

       

    Барьер7,00%

     

    4

    Социалистическая партия Украины

    1 444 224 / 5,69

    18 784 985 / 74,07

       

    Барьер6,00%

     
       

    Барьер5,00%

     

    5

    Коммунистическая партия Украины

    929 591 / 3,66

    19 714 576 / 77,73

       

    Барьер4,00%

     
       

    Барьер3,00%

     

    6

    Блок Натальи Витренко “Народная оппозиция”

    743 704 /2,93

    20 458 280 / 80,66

    7

    Народный блок Литвина

    619 905/ 2,44

    21 078 185 /83,10

       

    Барьер2,00%

     

    Выводы.

    1. И на выборах – 2006 с явкой у нас был, не в пример Европе, порядок.
    2. При существующем барьере 3 % в Верховную Раду Украины по партийным спискам прошло 5 партий и блоков ( на 1 меньше, чем в 2002 году при 4% барьере), которые набрали практически одинаковое количество голосов с 2002 годом– 19 714 576 голосов, что составило уже 53,94 % от количества избирателей, имеющих право голоса. Названные партии оказались достаточно известными избирателям, которые голосовали теперь не только за привлекательное название или известного лидера.
    3. Если бы выборы в 2002 году проходили с предлагаемым сейчас новаторами 7% барьером, то в Верховную Раду Украины прошло бы 4 блока и партии, которые бы набрали 16 219 305 голосов избирателей, что составило бы только 43,36% от общего их числа, занесенных в списки. В этом случае уже можно было бы говорить о том, что избранные по партийным спискам депутаты представляют меньшинство избирателей.
    4. Если бы выборы в 2006 году проходили с предлагаемым сейчас новаторами 7% барьером, то в Верховную Раду Украины прошло бы только 3 блока и партии, которые бы набрали 17 340 761 голосов избирателей ( 68,38% от явки), что составило бы только 47,45% от общего их числа, занесенных в списки. В этом случае уже можно было бы говорить о том, что избранные по партийным спискам депутаты представляют меньшинство избирателей.
    5. По сути, предлагаемый новаторами 7% барьер направлен на узурпацию власти представителями меньшинства украинского народа. Точно так же, как это произошло на президентских выборах-2004.

    Оптимальным барьером может быть признан только такой, преодолевая который представленные в парламенте партии получили поддержку хотя бы простого большинства украинского народа. В рассматриваемом конкретном политическом контексте таким оптимальным барьером может быть признан 3%, но не более чем 4% барьер.

    1. Что делать?

    Слава Богу, народ у нас не безмолвствует, хотя и поддается часто на всякие уловки политических “наперсточников”. Однако тревожные признаки равнодушия в регионах при выборах в местные Рады уже налицо.

    “Народ безмолствует”, когда власть нарушает вековые народные каноны социальной справедливости и отторгается от него. Такая власть обречена на самоликвидацию.

    Народ ждет ВНЕСИСТЕМНУЮ ОППОЗИЦИЮ, которая возьмет на себя ответственность превратить безмолвствующий народ в главную действующую политическую силу истории, как это было не раз в нашей многовековой истории. Тогда и произойдет ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, а не тот опереточно-телевизионный оранжевый майдан в Киеве, в результате которого к власти прорвались политические проходимцы.

    Действительной, а не опереточной политической оппозиции следует настойчиво действовать следующим образом:

    1. Сохранить и приумножить высокий уровень политической активности избирателей и не допустить снижения их явки на выборы, бороться за каждый голос гражданина Украины. В законодательство вернуть порог явки на выборы и определить его квалифицированным большинством в 2/3 плюс один голос. За две недели до выборов по представлению Центризбиркома утверждать отдельным Постановлением Верховной Рады Украины цифровой показатель КВАЛИФИЦИРОВАННОГО БОЛЬШИНСТВА С ТОЧНОСТЬЮ ДО ОДНОГО ГОЛОСА.

    2. Законодательно вести понятие скользящего порога прохождения в Верховную Раду Украины, под которым следует понимать такой его цифровой показатель, который должен гарантировать при зафиксированной явке избирателей получение мажорированными по занятому месту блоками и партиями общего количество голосов хотя бы в виде ПРОСТОГО БОЛЬШИНСТВА. Избранными считаются блоки и партии, которые по результатам выборов в мажоритарном порядке их расположения накопительным итогом набирают 50 % плюс один голос. В таком случае парламент действительно будет иметь по праву большинства выступать от имени украинского народа.

    3.Данные 2002 и 2006 годов показывают, что 3% избирательный барьер является оптимальным для формирования Верховной Рады, а 7% - приведет к узурпации власти агрессивным меньшинством. Оптимальным мог бы стать не более чем 4% барьер. Поэтому иначе, как глупостью, или хуже, - политической провокацией предложение о повышении проходного барьера до 7% назвать нельзя. Такое предложение должно быть решительно отвергнуто всеми патриотическими силами, как центристскими, так и оппозиционными.

    4. В декабре 2004 года Верховной Радой Украины было принято в пакете политическое соглашение о политической реформе, в котором предусматривался в качестве компромисса 3% барьер для выборов-2006. Пересмотр этого соглашения в части проходного барьера может подвергнуть сомнению легитимность всего пакета в целом.

    Как сон, как утренний туман скоро рассеется эйфория “оранжевых” в связи с избранием Виктора Ющенко “народным” Президентом Украины, который набрал только 40% голосов от количества избирателей, имеющих право голоса. “Народный” Президент де - факто является узурпатором власти. Теперь он и его политическое “оранжевое” окружение таким же образом хотят узурпировать в 2006 году власть в парламенте.

    Проглотит ли покорно и молча украинский политикум и народ в очередной раз диоксиновую избирательную пилюлю или на этот раз грядет бунт бессмысленный и беспощадный? Если мы, законодатели, облеченные доверием народа, не дадим ответ на этот вопрос, тогда ответ на него даст сам Его Величество Народ.

    А пока в качестве политического поводыря для обманутого народа нет ничего лучше левой партии, которая является кровью от крови и плотью от плоти обездоленных трудящихся.

    Поэтому мы еще раз говорим:

    • Долой буржуазную демократию меньшинства!
    • Да здравствует социалистическая демократия большинства!

    Час “Ч” приближается!

    Народный депутат Украины Юрий Соломатин

    18 апреля 2006 года

    Что скрывается за попыткой изменить проходной барьер на выборах –2006?

    24 августа 2005 года в Киеве, на Майдане Независимости на праздновании 14 годовщины провозглашения Акта о Независимости Украины Президент Украины В.А.Ющенко в своей речи предложил рассмотреть вопрос о повышении проходного барьера на выборах в Верховную Раду Украины. Напомним, что в бурном декабре 2004 года 3% проходной барьер был утвержден Верховной Радой Украины в пакете политических и законодательных соглашений. А уже 25 августа 2005 года верным нашеукраинцем, народным депутатом Украины М.А. Поживановым был подан законопроект о повышении проходного барьера в Верховную Раду с 3 до 7%.

    Политики начали бить ножками, как капризные детки, только одни ЗА такую новацию, а другие – ПРОТИВ. Не вдаваясь в подтекст и суть их оценок, предлагаю читателям вместе проанализировать в контексте предложенной новации результаты выборов в Верховную Раду Украины по партийным спискам в 1998 и 2002 годах. Что было бы, если бы тогда существовал 7% барьер? И что может быть в случае, если указанную новацию удастся протолкнуть?

    1. Проблема №1 : украинский пофигизм

    Ключевой в сути буржуазной избирательной демократии является не столько проблема ЧЕСТНЫХ и ПРОЗРАЧНЫХ ВЫБОРОВ, как это провозглашается сейчас с каждого украинского политологического тына, - сколько искусственно уведенная в тень проблема сознательного или не сознательного массового отказа избирателей от участия в выборах, уклонение от них, то - есть АБСЕИНТИЗМА. На украинском бытовом жаргоне это явление получило название ПОФИГИЗМА (от фиги, которую держит в кармане для всех маленький, но себе на уме, украинец).

    Как раз при наличии и с использованием ПОФИГИСТОВ происходит минимизация и оптимизация затрат на выборы со стороны участников буржуазного электорального забега! Чем больше “пофигистов”, - тем лучше!

    В США - цитадели современной демократии, установлена уведомительная регистрация избирателей, то есть в избирательные списки заносятся только те избиратели, которые добровольно зарегистрировались. В США отсутствует институт учета и регистрации граждан, а на законодательном уровне предельной границы участия избирателей в выборах, при котором они считаются состоявшимися, не установлено.

    В Украине за последнее десятилетие состоялась определенная эволюция в определении обязательного минимума участия в выборах.

    Выборы народных депутатов Украины, которые проводились по мажоритарным округам в марте 1990 года еще по советскому закону от 27.10.1989 года, - признавались состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей, а избранным считался кандидат, который получил на выборах больше половины голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании.

    На следующих по времени выборах в 1994 году (кстати, которые нынешний министр юстиции Украины и бывший руховец А.Лавринович признал в одном из недавних интервью последними действительно демократическими выборами) количественная граница избирателей для участия в выборах для признания состоявшимися, устанавливалась такая же, как в 1990 году. Тем не менее, предусматривалось, что избранным считался кандидат в депутатов, которые получил больше половины голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании, но не менее 25% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей данного округа.

    При наличии такого дополнительного требования относительно 25% барьера, из 450 избирательных округов не был избран народный депутат в 45 избирательных округах. Так для только еще нарождающейся буржуазии стало понятным, что для победы на выборах нужно работать с избирателями: но не только и не столько убеждать, проходя неоднократно от дома к дому, но и брать на испуг с использованием так называемого админресурса, или перекупать голоса. Одним словом, как прагматичнее. Так перед новоявленной украинской буржуазией возникла задача минимизировать и оптимизировать такие избирательные хлопоты.

    Проведение следующих очередных выборов в парламент Украины в 1998 и 2002 годах осуществлялось уже по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, а предельная граница явки избирателей на выборы, как условия признания их состоявшимися, - уже не устанавливалась! Вопрос был решен “без шума и пыли”.

    Факт: на выборах в Верховную Раду Украины в 1998 году приняло участие 70 % избирателей от общего количества, включенного к избирательным спискам, а в 2002 году - их осталось лишь 65%. То есть “пофигисты” составляют уже 1/3 часть от общего количества избирателей. Это явление известно во всем мире, оно свидетельствует о растущем недоверии к буржуазным институтам власти, оно прогрессирует и набирает все больших масштабов. Ряды “пофигистов” растут неумолимо. И это – тоже факт.

    По новым избирательным законом, принятым в 2004 году, следующие выборы в 2006 году состоятся по пропорциональной системе с 3% порогом (ранее было 4 %) прохождения политических партий в парламент, а предельная граница явки избирателей на выборы, как условия признания их состоявшимися, - так же не установлена.

    Таким образом, провозглашая о своем желании, с одной стороны, войти в Европу, а с другой стороны, в СНГ - ЕЭП, де-факто Украина избрала самый либеральный американский вариант ПОФИГИЗМА, то есть свободы “ не ходить на выборы”.

    В 2002-2004 годах состоялись промежуточные выборы в Верховную Раду Украины по 5 округам, которые засвидетельствовали : 1) явка составляет 25- 63%, 2) для получения первого места и победы в округе из 160 тысяч избирателей в условиях “растягивания голосов” (при искусственном наличии нескольких десятков кандидатов) бывает достаточно собрать “электоральный урожай” в 11-20 тыс. голосов, 3) во всех пяти округах победили “денежные мешки”, а обездоленный народ удивительно легко им продается.

    То - есть иногда “победитель” получал мандат “доверия от народа” - ... всего лишь от 7-12% избирателей! Вот это то и есть минимизация с оптимизацией!

    Поэтому активные, с собственными политическими взглядами избиратели лишь мешают на буржуазных выборах тем, кто рвется к власти. Не поэтому ли “эволюционным путем” был снят в отечественном избирательном законодательстве %% явки избирателей, когда выборы признаются состоявшимися?

    Кто-то говорит: “Народ утратил веру в выборы!” А для кого - то это очень хорошо! Не нужно таких, утративших веру, ни в чем убеждать, даже не нужно расходовать деньги на обман или обычный грубый подкуп! Пусть “народ” сидит по домам и сосет лапу! Это и есть самое высокое достижение по минимизации и оптимизации буржуазной избирательной демократии в условиях современной уголовно-олигархической Украины. То есть обыкновеннейший украинский буржуазный избирательный КРЕТИНИЗМ.

    Так происходит лицедейство вокруг буржуазных выборов. Побеждает тот, кто больше вложит денег и более удачно будет лицедействовать? Тогда при чем здесь народ? Где он? За это ли боролись, господа – панове интеллигенты и демократы?

    В избирательных системах существует еще понятие относительного большинства для условий, когда не используется критерий явки на выборы и когда в выборе участвуют количество кандидатов более двух. При использовании таких избирательных систем победителем может стать и кандидат, получивший всего лишь десяток процентов голосов.

    Пример: 30 мая 2004 года на промежуточных выборах в Верховную раду Украины в избирательном округе № 136 г.Одессы ( 143 тысячи избирателей) в голосовании приняло участие 34740 избирателей , что составило 24,36% от их общего количества, а занявший первое место и ставший народным депутатом Украины заместитель главы Одесской государственной администрации собрал 10530 голосов, что составило 30,31% от количества избирателей, принявших участие в голосовании и 7,34% от общего количества избирателей. Блистательная одесская иллюстрация сути украинского пофигизма и относительного большинства!

    4.Анализ законодательной новации Ющенко – Поживанова

    Рассмотрим суть предложения Ющенко-Поживанова на примере результатов выборов по партийным спискам в Верховную Раду Украины в 1998 и 2002 годах.

    4.1 Выборы-1998

    Исходные данные:

    1. Количество избирателей, внесенных в списки на избирательных участках –37 540 092; простое большинство ( 50% + 1 голос ) от их количества составит – 18 770 047, а квалифицированное большинство ( 2/3 + 1 голос) – 25 026 729. Это и есть Его Величество Народ, имеющий ПРАВО ГОЛОСА.

    2. Распорядились своим драгоценнейшим голосочком не все. Явка на выборы составила 26 734 449 избирателей, что составляет 71,21%.

    3. Приняли участие в голосовании – 26 571 273 избирателей, что составило 70,78%, то-есть КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО. Именно эти граждане решали судьбу выборов и всего украинского народа.

    4. Результаты голосования по партийным спискам были таковы:

    Партия ( блок)

    Голосов “за”

    в Украине /

    %% от участвовавших в голосовании

    Голосов “за” накопительным итогом/

    % от количества избирателей внесенных в списки

    1

    Компартия Украины

    6 550 353 / 24,65

    6 550 353 / 17,45

    2

    Народный Рух Украины

    2 498 262 /9,40

    9 048 615 / 24,10

    3

    Блок СПУ - СелПУ

    2 273 788 /8,55

    11 322 403 / 30,16

       

    Барьер 7,00%

     

    4

    Партия Зеленых

    1 444 264 /5,43

    12 766 667 / 34,01

    5

    Народно–демокр. партия

    1 331 460 /5,01

    14 098 127 / 37,55

       

    Барьер 5,00%

     

    6

    Громада

    1 242 235 /4,67

    15 340 362 / 40,86

    7

    ПСПУ

    1 075 118 /4,04

    16 415 480 / 43,73

    8

    СДПУ(О)

    1 066 113 /4,01

    17 481 593 / 46,57

       

    Барьер 4,00%

     

    9

    НАПУ

    978 330 /3,68

    18 459 923 / 49,17

    10

    Реформы и Порядок

    832 574 /3,13

    19 292 497 / 51,39

    11

    Блок Трудовая Украина

    813 326 /3,06

    20 105 823 / 53,56

       

    Барьер 3,00%

     

    Выводы.

    1. Если принять, как абсолютную аксиому, что выборы могут считаться такими, что состоялись при явке с простым (50% плюс один голос ) или даже квалифицированным ( 2/3 плюс один голос) большинством, то в этом отношении у нас на выборах –98 был полный, не в пример заспавшейся Европе, порядок.
    2. В 1998 году при существовавшем барьере 4 % в Верховную Раду Украины по партийным спискам прошло 8 партий и блоков, которые набрали всего 17 481 593 голосов, что составило только 46,57% от количества избирателей, имеющих право голоса. Вот тут – то законодательная “собака” и зарыта: названные партии набрали голосов менее 50%, то-есть они не представляли даже простое большинство избирателей, имеющих ПРАВО ГОЛОСА. И меньшинство не имеет морального права управлять большинством, пусть и молчаливым
    3. Если бы выборы в 1998 году проходили с существующим сейчас 3% барьером, то в Верховную Раду Украины прошло бы 11 партий и блоков, которые бы набрали 20 105 823 голоса избирателей, что составило бы 53, 56% от общего их числа, занесенных в списки. В этом случае уже можно было бы говорить о том, что избранные по партийным спискам депутаты представляют простое большинство избирателей, а 3% был бы оптимальным.
    4. Если бы выборы в 1998 году проходили с предлагаемым сейчас 7% барьером, то в Верховную Раду Украины прошло бы 3 партии и блока, которые бы набрали 11 322 403 голоса избирателей, что составило бы 30,16% от общего их числа, занесенных в списки. В этом случае уже можно было бы говорить о том, что избранные по партийным спискам депутаты представляют меньшинство избирателей. По сути, произошла бы узурпация власти таким меньшинством.

    4.2 Выборы – 2002

    Исходные данные:

      1. Количество избирателей, внесенных в списки на избирательных участках –37 403 661; простое большинство ( 50% + 1 голос ) от их количества составит – 18 701 831, а квалифицированное большинство ( 2/3 + 1 голос) – 24 935 774. Это и есть Его Величество Народ, имеющий ПРАВО ГОЛОСА.
      2. И в этом случае распорядились своим драгоценнейшим голосочком не все. Явка на выборы составила 25 957 152 избирателей, что составляет 69,39%.
      3. Приняли участие в голосовании –25 909 407 избирателей, что составило 69,26%, то-есть КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО. Именно эти граждане решали судьбу выборов и всего украинского народа.
      4. Результаты голосования по партийным спискам были таковы:

      Партия ( блок)

      Голосов “за”

      в Украине /

      %% от участвовавших в голосовании

      Голосов “за” накопительным итогом/

      % от всего количества избирателей, внесенных в списки

      1

      Блок Наша Украина

      6 108 088 / 23,57

      6 108 088 / 16,33

      2

      Компартия Украины

      5 178 074 / 19,98

      11 286 162 / 30,17

      3

      Блок За Единую Украину

      3 051 056 / 11,77

      14 337 218 / 38,33

      4

      Блок Ю.Тимошенко

      1 882 087 /7,26

      16 219 305 / 43,36

         

      Барьер 7,00%

       

      5

      Соцпартия Украины

      1 780 642 /6,87

      17 999 947 / 48,12

      6

      СДПУ(О)

      1 626 721/6,27

      19 626 668 / 52,47

         

      Барьер 6,00%

       
         

      Барьер 5,00%

       
         

      Барьер 4,00%

       

      7

      Блок Н.Витренко

      836 198 /3,22

      20 462 866 / 54,71

         

      Барьер 3,00%

       

      8

      Женщины за Будущее

      836 198/2,11

      21 010 782 / 56,13

      9

      КОП

      525 025/2,02

      21 535 807/ 57,58

         

      Барьер 2,00%

       

       

      Выводы.

      1. И на выборах –2002 с явкой у нас был, не в пример Европе, порядок.

    1. При существовавшем барьере 4 % в Верховную Раду Украины по партийным спискам прошло 6 партий и блоков ( на 2 меньше, чем в 1998 году), которые, однако, набрали почти на два миллиона голосов больше, чем в 1998 году – уже 19 626 668 голосов, что составило уже 52,47% от количества избирателей, имеющих право голоса. Названные партии оказались уже более известными избирателям, которые голосовали теперь не только за привлекательное название или лидера, поэтому и смогли набрать пусть и небольшое простое большинство.

    2. Если бы выборы в 2002 году проходили с существующим сейчас 3% барьером, то в Верховную Раду Украины прошло бы 7 партий и блоков ( … на один больше), которые бы набрали 20 462 866 голосов избирателей, что составило бы 54,71% от общего их числа, занесенных в списки. В этом случае так же можно было бы говорить о том, что избранные по партийным спискам депутаты представляют простое большинство избирателей.

    3. Если бы выборы в 2002 году проходили с предлагаемым сейчас новаторами 7% барьером, то в Верховную Раду Украины прошло бы 4 блока и партии, которые бы набрали 16 219 305 голосов избирателей, что составило бы только 43,36% от общего их числа, занесенных в списки. В этом случае уже можно было бы говорить о том, что избранные по партийным спискам депутаты представляют меньшинство избирателей. По сути, произошла бы узурпация власти таким меньшинством. Точно так же, как это произошло на президентских выборах-2004. А опртимальным был бы 6,00% барьер, который преодолели бы 6 партий и блоков, набравшие 52, 47% голосов избирателей, имеющих право голоса.

    4. Выборы-2006. Что делать?

      Слава Богу, народ у нас не безмолвствует, хотя и поддается часто на всякие уловки политических “наперсточников”. Однако тревожные признаки равнодушия в регионах при выборах в местные Рады уже налицо.

      “Народ безмолствует”, когда власть нарушает вековые народные каноны социальной справедливости и отторгается от него. Такая власть обречена на самоликвидацию.

      Народ ждет ВНЕСИСТЕМНУЮ ОППОЗИЦИЮ, которая возьмет на себя ответственность превратить безмолвствующий народ в главную действующую политическую силу истории, как это было не раз в нашей многовековой истории. Тогда и произойдет ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, а не тот опереточно-телевизионный оранжевый майдан в Киеве, в результате которого к власти прорвались политические проходимцы.

      Действительной, а не опереточной политической оппозиции следует настойчиво действовать следующим образом:

      1. Сохранить и приумножить высокий уровень политической активности избирателей и не допустить снижения их явки на выборы, бороться за каждый голос гражданина Украины. В законодательство вернуть порог явки на выборы и определить его квалифицированным большинством в 2/3 плюс один голос. За две недели до выборов по представлению Центризбиркома утверждать отдельным Постановлением Верховной Рады Украины цифровой показатель КВАЛИФИЦИРОВАННОГО БОЛЬШИНСТВА С ТОЧНОСТЬЮ ДО ОДНОГО ГОЛОСА.

      2. Законодательно вести понятие скользящего порога прохождения в Верховную Раду Украины, под которым следует понимать такой его цифровой показатель, который должен гарантировать при зафиксированной явке избирателей получение мажорированными по занятому месту блоками и партиями общего количество голосов хотя бы в виде ПРОСТОГО БОЛЬШИНСТВА. Избранными считаются блоки и партии, которые по результатам выборов в мажоритарном порядке их расположения накопительным итогом набирают 50 % плюс один голос. В таком случае парламент действительно будет иметь по праву большинства выступать от имени украинского народа.

      3.Данные 2002 года показывают, что 3% избирательный барьер является оптимальным для формирования Верховной Рады, а 7% - приведет к узурпации власти агрессивным меньшинством. Оптимальным мог бы стать 5% барьер. Поэтому иначе, как глупостью, или хуже, - политической провокацией предложение о повышении проходного барьера до 7% назвать нельзя. Такое предложение должно быть решительно отвергнуто всеми патриотическими силами, как центристскими, так и оппозиционными.

    5. В декабре 2004 года Верховной Радой Украины было принято в пакете политическое соглашение о политической реформе, в котором предусматривался в качестве компромисса 3% барьер для выборов-2006. Пересмотр этого соглашения в части проходного барьера может подвергнуть сомнению легитимность всего пакета в целом. Кроме того, в переходных положениях Закона Украины “О выборах народных депутатов Украины” предусматривается, что менее, чем за 240 дней ( 8 месяцев) до выборов никакие изменения в этом законе не допускаются. То - есть избирательный поезд уже поехал …

    Как сон, как утренний туман скоро рассеется эйфория “оранжевых” в связи с избранием Виктора Ющенко “народным” Президентом Украины, который набрал только 40% голосов от количества избирателей, имеющих право голоса. “Народный” Президент де - факто является узурпатором власти. Теперь он и его политическое окружение таким же образом хотят узурпировать в 2006 году власть в парламенте.

    Проглотит ли покорно и молча украинский политикум и народ в очередной раз диоксиновую избирательную пилюлю или на этот раз грядет бунт бессмысленный и беспощадный? Если мы, законодатели, облеченные доверием народа, не дадим ответ на этот вопрос, тогда ответ на него даст сам Его Величество Народ.

    Народный депутат Украины Юрий Соломатин

    13 августа 2004 года –06 сентября 2005 года – 16 января 2006

    Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.