Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Альберт УСТИНОВ: Что сегодня для нас коммунистично? Вопрос товарищам накануне пленума ЦК КПРФ (г."Правда" № 28, 23 марта 2006г.)

Источник: www.gazeta-pravda.ru

Ныне на российском поле боя развернулось историческое сражение за вектор дальнейшего развития страны. Он никогда не совпадает полностью с неким “правым” или “левым” идеалом, но важно склонить его в свою сторону. За эту тенденцию, я думаю, и обязана бороться наша партия.

КОММУНИСТАМ В.И. Ленин советовал контролировать свои поступки вопросом: “Насколько это коммунистично?” Смысл вопроса — не в соответствии какому-то догмату, уставу, предписанию. Он как бы повторяет вопрос: “Насколько это справедливо?” — и одновременно добавляет нечто связанное со способом бытования справедливости. Ленинский классовый подход четко фиксировал разницу в объеме и качестве понятия “справедливость” в буржуазном и пролетарском сознании. По сути эта разница проста и очевидна в своей “сермяжности”: настолько мой (наш) поступок коммунистичен, насколько он лишен корыстных мотивов, лукавых целей, “себе на уме” расчетов — этих непременных атрибутов буржуазности.

В своё время, превратившись в “профсоюз управленцев”, КПСС даже в стилистике документов и выступлений функционеров перестала быть похожей на партию идейных бойцов. Это обстоятельство (снижение или даже отсутствие индекса идейной определенности партийных кадров) привело к размытости образа “настоящего коммуниста”. Чисто идейная мотивация СЛУЖЕНИЯ народу, идеалам улучшения и украшения жизни общества, характерная для партийцев ленинско-сталинской эпохи, сменилась на рутинную СЛУЖБУ (“Я начальник — ты дурак!”). В моем представлении, постепенно вернулась классическая бюрократия, и она победила Советскую власть.

Чиновничество с облегчением выбросило вместе с партбилетами и обязанность что-то там изучать в каких-то первоисточниках, искать умные цитаты, прикрывающие “простое, как мычание” желание нагрести кучу собственности и доить эту “священную корову”. Нынешняя “Единая Россия” сплошь состоит из тех, кто когда-то рвался в КПСС, а его не пускали (лимит на интеллигенцию), или тех, кто вступил и выжал из партии искомое. Ныне этот принцип не маскируется. Березовский нашел для партстроительства генотип-мутант поздней КПСС, отбросив идеологию: власть ради власти.

МОЯ ЛИЧНАЯ, как рядового коммуниста, точка зрения на “момент истины” такова. КПРФ, являющаяся численно одной тридцать восьмой частью КПСС, до последнего времени в чем-то сохраняла “родовые черты” властной силы, готовой напрямую управлять обществом. Отстраненная от рычагов власти, она сохраняла амбиции и надежды, что “еще немного, еще чуть-чуть” — и “Банду Ельцина — под суд!” Но каждый раз “чуть-чуть” и не хватало. Складывалось твердое убеждение, что кто-то очень точно калькулирует количество “коробок из-под ксерокса”, необходимых для удержания пакета власти в 51 процент.

Истина момента для сегодняшнего коммуниста состоит в горьком признании, что невозможно больше в нынешних условиях рассчитывать на “чуть-чуть”, чтобы одним махом повернуть вектор влево, словно дышло. Растащена почти вся общенародная собственность, массы голубковых потянулись к иллюзорной возможности “без труда вынуть рыбку”, вопреки народной мудрости. Уже воспитался тип молодого циника-пофигиста, до которого просто не доходят моральные или духовные измерения: “Насколько коммунистично?” Это молодое поколение сегодня равнодушно и холодно выслушало бы речь Ленина на III съезде комсомола, не откликнувшись ни единой эмоцией.

Сегодняшние “братаны” совсем не похожи на “братишек”, двумя-тремя поколениями раньше входивших в новую для них социалистическую реальность.

Перед последними думскими выборами в партии было ощущение “последней попытки”. Коммунисты-агитаторы, встречаясь с избирателями при сборе подписей, распространении агитационной литературы, столкнулись с новой “демократической” реальностью: в “толще народа” господствует страх под маской безразличия: “Сколько платите за подпись?” Узнав, что это коммунисты и они не платят: “Нет, за вас опасно голосовать. Списки завтра будут на столе у начальства, как в прошлый раз”.

Разговор о векторе только на первый взгляд кажется отвлеченно-схоластическим. На самом деле вектор этот сродни стрелке барометра, реагирующей на атмосферное давление. Только находится эта “стрелка” не на каком-то внешнем циферблате, а в душе каждого человека. Этакий мистический индикатор градусов добра и зла. От нуля вправо — деления зла: индивидуализма, эгоизма, алчности, корысти, роскоши (богатство сверх достатка), недоверия, обмана, ненависти. В другую сторону от нуля — деления добра: коллективизма, братства, самоограничения потребностей (достаток), доверительности и дружбы, любви. В этом контексте выражение “насколько коммунистично” адекватно словам “насколько человечно”. И потому коммунистическая идея, которую в тысячу первый раз объявляют похороненной, никогда не умрет, пока жив человек общественный, сиречь коммунистический. На первый план для партии, по-моему, сейчас выходят вопросы теории, пропаганды той самой коммунистической идеи, которую “хоронят”, скрывая её гуманистическую суть.

НАДЕЮСЬ, проницательные будущие историки и политологи (не нынешние, ставшие на буржуазную точку зрения, что коммунизм — утопия) отметят судьбоносную роль для России и мира старшего поколения советских людей, которое в силу сохранившейся в них коммунистичности сорвало “блицкриг” либеральных реформ, резко воспротивилось капиталистическому “цивилизаторству”. Эти люди (“соль соли земли”, “теин в чаю”, то, что, по Чернышевскому, придает букет вину, аромат — букету, человеку — человечность) составили единственную политическую твердь среди очередной русской смуты. Не по конспектам политпроса, не из теории они увидели истинное классовое расслоение, первыми почувствовали ужас разрушения государственных скреп в экономике, обороне, информационной политике, воспитании юношества, первыми опознали чужую злую волю, нависшую над Россией, вопреки наивной самонадеянности, что “Запад нам поможет”. Россия еще оценит душевный подвиг своих сынов и дочерей старшего поколения конца ХХ — начала XXI века, которые под постыдное улюлюканье СМИ и кривые ухмылки “продвинутых” детей и внуков сплотились под красными знаменами, возродили обновленную Компартию — КПРФ и во всеуслышание заявили: мы не можем примириться с таким мироустройством, которое, прикрываясь красивыми словами “свобода” и “демократия”, постоянно продуцирует сверхбогатство и сверхнищету, порождает преступность и падение нравов, обрекает Россию на прислужницу “золотого миллиарда”.

Сегодня многие с сожалением и даже гневом говорят о “воровстве” лозунгов и идей у КПРФ. Да пусть хоть так учатся проговаривать наши идеи. Когда-то коммунисты в одиночестве кричали против “прихватизации” (они же придумали это меткое словечко), против “парада суверенитетов”, против ухода государства из экономики, против разрушения военно-промышленного комплекса. Тот первоначальный крик коммунистов, принимавшийся за истерику побежденных, не был “криком вопиющего в пустыне”, он стал проникать в народную толщу как крик народной боли. Идеи социальной справедливости, смешанного уклада экономики, государственного регулирования рыночных процессов, национализации естественных монополий и ВПК, запрета купли-продажи сельскохозяйственных земель, приоритета науки, образования, здравоохранения — всё это медленно, но неуклонно “доходило” до “избалованного” социализмом и вдруг оглушенного “шоковой терапией” народного сознания. Все эти идеи исходили от КПРФ.

Если бы “демократы” обеспечили действительно демократические нормы состязательности политического процесса, то победа коммунистического вектора оказалась бы очевидной. Ведь на словах даже кандидаты от “Единой России” теперь идут на выборы как патриоты, борцы за укрепление государства, против олигархов, коррупции, преступности, порождаемой диким капитализмом, как сторонники идеи ответственности власти за социальное и духовное здоровье народа. Но никак не за идеи всевластия рынка, гипертрофированного индивидуализма, “свободной” вседозволенности. Другое дело, что это лишь на словах и что они ведь не за идеи борются, а за кресла...

ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ? В чем “момент истины”? Как существовать коммунистической идее при “демократическом тоталитаризме”? А так, как она всегда жила и жить будет,— в “толще народа”. Пока существуют общественные классы по отношению к собственности, полюса их интересов влияли и будут влиять на вектор развития общества. Полюса рабов и хозяев.

И вот он, центральный узел российских политических проблем. Кто должен первым говорить “Э-э!” — Бобчинский или Добчинский? Кто кого создавал — президент олигархов или олигархи президента? Для чего особым способом была сконструирована нынешняя Конституция — чтобы президент гарантировал создание в России крупного частного капитала? А может ли крупный частный капитал обходиться без подчинения себе власти?

Все “центристы”, политические “алхимики”, безуспешно и безнадёжно ищут формулу социального мира, социального партнерства, уговаривая правых, то бишь богачей, “делиться”, проявлять милосердие, благотворительность, меценатство, а левых — целовать им ручки за это. Социал-демократическая, тред-юнионистская теория социального партнерства еще как-то применима к странам “золотого миллиарда”, которые за века колониализма превратили “народную толщу” в послушное большинство “среднего класса”, но на российской почве она оборачивается “эффектом Лёни Голубкова”. Усилиями всего госаппарата принуждения выборы-2003 “изобразили” подобие западноевропейской модели. Пол-Думы голубковых!

“Момент истины” для коммунистов, на мой взгляд, состоит в осознании своей новой роли в условиях, когда

— “распалась связь времен”;

— извращено до противоположности понятие “коммунизм”;

— размыто классовое сознание, в силу чего многие “своя своих не познаша”.

О “вдохновляющей и направляющей” ли роли речь? Роль “теина в чаю” у коммунистов, по-моему, сегодня в том, чтобы дать мировоззренческую определённость своей каждодневной деятельности. То есть задавать себе постоянно, осмысливая собственные поступки и дела, ленинский вопрос: “Насколько коммунистично?”

Мне (и, конечно, не только мне) очень важно знать, как отвечаете на этот вопрос вы, мои товарищи по партии.

Альберт УСТИНОВ.
Член КПРФ.
г. Королёв,
Московская область.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.