|
|
Партійна преса та видання
|
Николай КОЖАНОВ: Нравственные основы и принципы КПРФ (г."Правда" № 29, 24 - 27 марта 2006г.)
Источник: www.gazeta-pravda.ru
Знакомясь с уставными и программными документами КПРФ, нетрудно заметить, что многие их положения так или иначе связаны с моральными, нравственными сторонами деятельности коммунистов. И это, конечно, не случайно. Этические, нравственные категории заложены в самих основах политической партии, поставившей своей целью переустройство общества на коллективистских началах подлинного равенства и гуманизма, а следовательно, и воспитание человека, способного созидать это общество и жить в нём.
Нравственные позиции и оценки, отражающие линию созданной В.И. Лениным партии нового типа, четко прослеживаются на всех этапах её жизни и борьбы, на всём её идейно-теоретическом наследии, начиная с самых ранних ленинских работ, в которых Владимир Ильич раскрывает глубинные факторы, определяющие становление этических взглядов и представлений в классовом обществе. Вчитываясь в эти документы, мы видим, что моральный облик коммуниста неизменно рассматривался и рассматривается в неразделимом единстве с его идейными, политическими убеждениями, с обликом партии, которую он представляет в массах.
Что же конкретно включают в себя нравственные принципы члена КПРФ? Прежде чем ответить на этот вопрос, полезно хотя бы в самой краткой форме проследить путь становления этических взглядов.
Какую мораль отвергают коммунисты
С тех пор как возникло марксистское учение, вынесшее приговор миру собственничества, наживы и угнетения человека человеком, не было такого периода, когда бы оно не подвергалось со стороны защитников этого мира самым ожесточенным, самым злобным атакам в идейной, философской, экономической, политической сферах. И, конечно же, не могла здесь стать исключением прямо затрагивающая чувства, стремления, обычаи людей сфера человеческой морали, нравственных отношений. Враги марксизма запугивали народ (да и до сих пор не унимаются) “казарменным режимом”, на который якобы обрекались граждане при социализме, однообразием быта, вкусов, мыслей и чувств, “общими столами” и “общими одеялами”...
“Какая может быть мораль у тех, кто верит в детерминизм, историческую необходимость?”— язвительно вопрошали “опровергатели” марксизма еще в конце XIX века. Ведь если, мол, всё уже предопределено законами истории, у личности не остается свободы воли, ей ни к чему уже собственные чувства, желания, интеллект.
Решительный отпор таким критикам, в частности одному из видных идеологов народничества — Н. Михайловскому, был дан Лениным еще в 1894 году в знаменитой книге “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”
“На самом деле, никакого тут конфликта нет,— писал Владимир Ильич о неразрешимом якобы противоречии между детерминизмом и нравственностью,— он выдуман Михайловским, опасавшимся (и не без основания), что детерминизм отнимет почву у столь любимой им мещанской морали. Идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий”.
Иными словами, закономерность исторического процесса (и это не раз подчеркивал В.И. Ленин) не лишает человека способности и возможности выбора своих поступков (“история вся слагается именно из действий личностей”). Но за нравственными воззрениями неизбежно кроются социальные интересы, и каждый класс сообразно положению в обществе вырабатывает свои моральные представления, свои суждения о добре и зле, о справедливом и несправедливом.
Так, для класса буржуазии, олигархов, обманом, под флагом “демократии” пробравшихся к рычагам власти в России, морально всё то, что оправдывает захват и разграбление ими народной собственности, способствует росту прибыли, личной наживе. А значит, и всё, что разобщает людей, сеет рознь между ними, лишая возможности сопротивляться, создавая условия для их беззастенчивой эксплуатации.
Ну а что творят нынешний режим и его “элита” под “брендом”, именуемым “демократией”, или, по Ленину, “вздорной побасенкой о свободе воли”, каждый из нас в России может видеть и слышать ежедневно и ежечасно. Пресловутая “свобода воли” пляшет в буйстве рекламных огней игорных домов и ночных клубов. В полном блеске реализуется она на телеэкранах в бесконечных брызжущих кровью и пошлостью “бандитских” сериалах, в передачах о “сладкой жизни” размножившихся в стране толстосумов, захребетников-миллиардеров, продажных политиков и чиновников, развлекающихся на заморских курортах и в роскошных виллах, приобретенных на украденные у народа деньги.
А на страницах газет из номера в номер — рассказы об избирательных махинациях, о “недружественных поглощениях” еще уцелевших предприятий, о заказных убийствах конкурентов. А значит, новые тысячи и тысячи людей выбрасываются на улицу, пополняя ряды роющихся в помойках и на свалках бомжей, преступников и прочего “отработанного человеческого материала”...
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в книге “Идти вперед” с полным основанием назвал нравственную атмосферу, возобладавшую в жизни властвующей “элиты”, смердяковщиной, олицетворяющей лютую ненависть к России, ко всякому проявлению духовной, национальной самобытности. “Под видом духовного раскрепощения,— отмечает он,— людям навязываются смердяковские “идеалы”, которые тиражируются в миллионах экземпляров, тысячах часов радио и телевидения. Под флагом “гуманизма” обличители Павлика Морозова устроили такую пляску на отеческих гробах, какая не снилась и самому Смердякову”.
И далее: “Если взглянуть на картину поразившего нашу страну развала, то можно заметить, что в основе его лежит подрыв великого чувства общности, товарищеского сплочения людей, подмена его эгоизмом всех сортов и мастей: частным, цеховым, региональным, этническим... Вся социально-экономическая политика, вся пропаганда вот уже многие годы целенаправленно бьёт в одну точку, стремится разобщить нас, любой ценой посеять рознь”.
Такова мораль общества, которое упорно навязывает России властвующий в стране режим. Мораль, где обман, взятка, подкуп, запугивание — в порядке вещей. Ясно, что такую, с позволения сказать, “мораль”, коммунисты решительно отвергают.
Какую мораль мы утверждаем
Выдвинув задачу формирования новой, коммунистической морали, В.И. Ленин четко определил то, что составляет фундамент её норм и принципов. Для нас, отмечал он, нравственно всё, что служит разрушению старого эксплуататорского общества, рожденной им психологии собственничества, эгоистических привычек и предрассудков. Всё то, что объединяет и сплачивает людей в строительстве нового мира, воспитывает сознательную дисциплину, помогает обществу подняться на новую, высшую ступень.
Впрочем, подобная целенаправленность — и это очень важно уяснить — отнюдь не означает, что новая система моральных ценностей возникает на пустом месте, “из ничего”, что она отрицает богатейший нравственный опыт человечества, такие, скажем, сложившиеся в народе моральные качества, как трудолюбие, честность, доброжелательность, общинная взаимопомощь. Коммунистическая мораль вбирает, впитывает в себя всё ценное из этого опыта.
В.И. Ленин особо останавливался на этой мысли в написанной в преддверии Октября книге “Государство и революция”. “...Избавленные от капиталистического рабства, от бесчисленных гнусностей капиталистической эксплуатации, — писал он,— люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития...”
Суть в том, что все эти традиционные правила и нормы в новом обществе приходят в соответствие с утверждающимися производственными отношениями, социальными условиями, а не противоречат им, как в навязываемой ныне стране системе, когда человек человеку — волк. Может ли в полной мере проявиться трудолюбие у человека (вспомним гастарбайтеров), работающего в такой нечеловеческой обстановке, когда труд становится проклятием? И совсем иначе воспринимается труд при социализме, когда сближаются, совпадают, становятся, в конце концов, нераздельными интересы личности и народа, человека и государства. Только в этих условиях по-настоящему раскрываются способности людей, трудовой героизм (вспомним стахановское движение, целинную эпопею, создание гигантского нефтегазового комплекса в Западной Сибири), обнаруживаются таланты, которых в народе, говоря ленинскими словами, непочатый родник.
Коммунистическая мораль, которую исповедует КПРФ, выкристаллизовалась в длительных идейных, политических, классовых сражениях. Передовые рабочие, представители интеллигенции, вступая в конце XIX века на арену революционного движения, овладевали научной теорией классовой борьбы и смело соединяли её с практикой. В марксистских кружках, воскресных школах для рабочих, которые оказались для самодержавия тысячекратно опаснее народовольческих бомб, в первых политических стачках учились мужеству, идейной целеустремленности будущие агенты “Искры” и герои баррикадных боев 1905 года, те, кто составил ядро партии, приведшей трудовой народ России к октябрьской победе.
Рыцари революционного долга
Давайте чуть пристальнее вглядимся в них, наших первых партийцев. Ведь пламя их сердец, их духовное, этическое наследие составляют основу того, что мы называем сегодня нравственными принципами коммуниста. Какими они были? Как понимали жизнь? О чем мечтали? В сотнях книг, исследований, в трудах самого Ильича встает перед нами гигантская личность вождя партии и революции. А сколько яркого, благородного, смелого содержат судьбы многих бойцов из славной ленинской когорты —Баумана, Дзержинского, Кирова, Орджоникидзе, из легендарной плеяды сталинских наркомов, строителей и полководцев!
В последние годы погрязшие во лжи разнообразные телеоракулы типа Сванидзе, а также перевертыши с учеными званиями, полученными в свое время за истовую пропаганду марксизма-ленинизма, не жалеют черных красок, чтобы представить выдающихся революционеров-первопроходцев в виде людей, кем-то и чем-то подкупленных, делавших революцию “по заказу”. В их так называемых исследованиях первая российская революция делалась якобы на японские деньги, Октябрьская — на немецкие. В понятии иуд, исправно получающих свои “30 сребреников” и, видимо, меряющих всех на свой аршин, миллионы людей труда, их лидеры, прошедшие суровые испытания каторжными тюрьмами и ссылками, никак не могли подняться на борьбу за освобождение от удушающего гнёта самодержавия и капитала без подачек извне.
Нет, не за деньги уходили в революцию блестящий, преуспевающий инженер Леонид Красин или оставившая безоблачную светскую жизнь генеральская дочь Александра Коллонтай. А вспомним петербургского рабочего Ивана Васильевича Бабушкина, о котором с такой теплотой писал Владимир Ильич. Агитатор, организатор стачек на заводах за Невской заставой, агент “Искры”, затем — побег из царских застенков, верхоянская ссылка и подготовка восстания в Иркутске... А в целом — всего десять лет от первого занятия в ленинском кружке до залпа карателей на глухом сибирском полустанке. Жизнь, словно спрессованная в один сгусток энергии, страсти, революционной воли.
Примечательны нравственные качества этой незаурядной личности, которые выделил В.И. Ленин, отметив, что соратники по партии любили и уважали Бабушкина “за его энергию, отсутствие фразы, глубокую выдержанную революционность и горячую преданность делу”.
А разве не эти качества вдохновляли партийцев на трудовые рекорды в годы пятилеток и на ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны? Разве не они первыми поднимали в атаку бойцов с партийными билетами у сердца, когда звучала короткая неуставная команда “Коммунисты, вперед!”? И разве не глубокая идейная убежденность является для нынешних членов КПРФ тем нравственным стержнем, который помогает оставаться человеком и бойцом в созданном “демократами” мире, где преуспевают пошлость и подлость, где всё — от убеждений до совести — выносится на продажу?
По законам равенства и братства
Идеологические прислужники режима “демократической” плутократии, пытаясь обелить своих хозяев, любят ссылаться на так называемые застойные времена, на бюрократические замашки и “хозяйственное обрастание” иных партийных чиновников тех лет. Вот, мол, и раньше кое у кого в этом плане было рыльце в пушку. Ничего тут не скажешь: что было, то было. Иначе откуда бы взялись нынешние политические тузы и бизнес-воротилы, легко сменившие партбилеты на теплые и сытные места в коридорах власти ельцинско-путинской России? Или оборотистые “комсомолята”, выбившиеся в миллиардеры? А разве не оттуда перекупленные властью честолюбцы, вознамерившиеся захватить руководство в КПРФ и сделать партию послушным дублером “единороссов”?
Вот только не стоит смешивать всю партию с частью “примазавшихся” к ней, как сказал бы Ленин, “карьеристов и проходимцев”.
Старая памятка, которая когда-то прикладывалась к членским карточкам партийцев, отправлявшихся на фронты гражданской войны, гласила: “Товарищ коммунист! Завоюй внимание и уважение к себе не должностью, которую занимаешь, а своей работой. Ты должен в бой вступать первым, а выходить из боя последним”.
И коммунисты во все времена были верны этому девизу, свидетельством чего — музейные залы воинской и трудовой славы, где на самых почетных местах хранились как святыни партийные билеты строителей и бойцов.
В обновленном XI партсъездом Уставе есть положение, обязывающее коммуниста “беречь репутацию партии, не допускать действий, которые могут нанести ущерб КПРФ”. В идейном, политическом и нравственном аспектах обязательство это — одно из важнейших, ибо поистине бесценны репутация партии, созданной Лениным, и вся её героическая история, устремленная в будущее, в борьбу за создание нового общества и совершенствование человека, за жизнь по законам равенства и братства, справедливости и красоты.
|
|
|