Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Сергей Аксёненко: Социальная картина мира и геополитика (г.“Дарницька правда”, №2, березень 2006 року)

С.И.Аксёненко автор настоящей статьи на журналистском поприще не новичок. Работал журналистом на Луганщине. Будучи депутатом Верховного Совета Украины 2-го созыва активно работал в Комитете Верховного Совета по вопросам свободы слова и информации. В 1999 – 2000 гг. являлся членом Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию, исполнял обязанности председателя Нацсовета.
Ныне он главный редактор журнала для интеллектуальной элиты общества “Время Z”, член райкома Дарницкого РК Компартии, кандидат в депутаты Дарницкого райсовета от КПУ.
Предлагаем читателям настоящую статью С.Аксёненко

Уже несколько веков социальную картину мира представляют как противостояние богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых. Богатые бесятся с жиру, бедные отчаянно хотят разбогатеть. Однако сейчас социальная картина значительно усложнилась.

В наше время мир стал настолько связан информационными, экономическими и техническими узами, что деление на богатых и бедных произошло и в географическом плане. Скорее, даже не в географическом и национальном, а именно в социально-географическом. Конечно, и раньше богатые пытались обособиться от бедных территориально, заселяя отдельные городские районы и даже целые города и регионы (Западный Лондон или Беверли-Хилз, например). Но теперь есть целые страны так называемого "золотого миллиарда" (США, Канада, часть стран Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, Япония), которые можно отнести к классу (именно КЛАССУ) богатых и эксплуататоров, а остальной мир (в разной степени, естественно) — к бедным и эксплуатируемым.

Представление о том, что маленькие (но гордые) страны могут тихо и мирно жить без могущественных "патронов" — всего лишь иллюзия. Могучие влиятельные империи никуда не исчезли. Их можно называть демократическими или тоталитарными, их суть может проявляться зримо (военное вмешательство), не так зримо (экономические рычаги) или вообще незримо (культурное и идеологическое влияние), но они империи, которые сотнями нитей опутали другие более слабые и бедные страны.

Понятно, что в любой, даже самой захудалой, стране есть немногочисленная прослойка местных богачей. Кстати, при этом они не только хранят на богатом Западе свои сбережения, но и нередко проводят там уйму времени (отдыхают, обучаются в университетах и т.д.). То есть, автоматически как бы тоже примыкают к "золотому миллиарду" эксплуататоров. Бедняки из "бедных" стран также не слишком надеются разбогатеть у себя на родине, и поэтому активно пытаются прорваться в страны богачей, стать гражданами этих стран.

Кстати, бунтуют бедняки сами по себе достаточно редко и стихийно. Обычно им не до борьбы. Как правило, каждому бедняку по отдельности в глубине души нет дела до всеобщей социальной справедливости. Их "маленькая" цель — не изменить мир, а пробиться на верхушку социальной иерархии, пожить в достатке и удовольствии. Стихийный "взрыв" происходит лишь тогда, когда вопрос непосредственно касается выживания. А организованная борьба происходит лишь, когда находятся ее организаторы. Кстати, все более-менее успешные бунты бедных зачастую организуют и возглавляют именно богачи. Причины здесь могут быть разные: от низких (когда преследуются личные, корыстные цели) до самых благородных (унять муки совести, помочь нуждающимся). Но богатые борцы за социальную справедливость, во-первых, имеют для этого средства, а во-вторых, они психологически уже пресытились жизнью в свое удовольствие (как это представляют себе бедные). И то, что для бедных — рай, для многих богачей (во втором поколении и далее) просто данность. Можно даже сказать и так: богатые идейные борцы именно от борьбы и получают новое удовольствие — и эмоциональное, и моральное.

Никакой критики не выдерживает и утверждение о том, что люди "золотого миллиарда" богаты, потому что хорошо работают. Если бы это было правдой, то не закрывали бы они свои рынки для товаров из других стран. Далеко не всегда товары богатых стран в состоянии выдержать конкуренцию на рынке, вот и приходится им использовать все находящиеся в руках политико-экономические рычаги, чтобы этого не допустить. Именно подобные методы, не имеющие ничего общего со СВОБОДНОЙ конкуренцией, позволяют "золотому миллиарду" эксплуатировать всех остальных, зорко следя, чтобы никто лишний в этот "миллиард" не протиснулся. Вспомните, как в 1980-х годах все с напряжением наблюдали за "японским феноменом". Даже сами американцы в своих фильмах нередко иронизировали, что через лет десять-двадцать всю Америку "скупят японцы". Однако прошло время и японскую экспансию приостановили, хотя сама Япония до сих пор занимает в иерархии "золотого миллиарда" одно из первых мест. Уже приостановлен взлет так называемых "азиатских тигров" (Сингапур, Корея, Тайвань). А наметившийся в 1960-80-е годы экономический подъем стран Латинской Америки был пресечен на корню (горькая аргентинская пословица "Кто-то рождается человеком, а кто-то — в Аргентине" так и не устарела).

При этом о перераспределении благ нет и речи, хотя те продукты, которые в "обществе потребления" выбрасываются на помойку, ох, как бы пригодились в голодающих странах.

Не секрет, что большинство богачей обязаны благосостоянием не своим личным качествам, а личным качествам своих предков, которые, по разным причинам, выделились из среды (кто благодаря наглости и хитрости, кто благодаря уму, кто благодаря физической силе, а кому-то просто повезло, независимо от качеств). Так и люди "золотого миллиарда" стали богатыми, благодаря предкам и ряду исторических обстоятельств (изобретение пороха, книгопечатания, научно-технической революции и даже в какой-то степени за счет потери религиозности). Экономика Европы (так уж сложилось) поднялась за счет эксплуатации колоний, а затем стран третьего мира. Освободившиеся "де юро", колонии в подавляющем большинстве так и остались "де факто" экономическими заложниками своих бывших доминионов.

Кстати, когда богатому Западу грозил новый экономический кризис (ресурсов третьего мира стало не хватать), они при помощи Горбачева разрушили социалистический лагерь и стали жить за его счет (надолго ли им хватит — вот в чем вопрос). И действительно, за один доллар у нас они могли в начале 1990-х купить то, на что у них пришлось бы потратить сто долларов.

Впрочем и сейчас ситуация изменилась не намного. Болт, стоящий два доллара в США, у нас стоит в сто раз меньше. Именно поэтому сравнение бюджетов в долларовом эквиваленте не всегда отражает реальность. Ведь часто американский бюджет на строительство, например, космического корабля в сотни раз превосходит бюджет на строительство корабля в странах бывшего СССР, ничем американскому не уступающего, а то и лучше.

Но если до глобализации жители бедных стран более-менее безропотно переносили свою бедность (они просто не знали, что где-то живут по-другому), то теперь картина изменилась. Благодаря вездесущей информации для многих людей все нагляднее становится картина социально-географического неравенства. Конечно, прямого восстания бедных стран против богатых ждать не приходится — слишком уж неравны силы. Зато этой ситуацией ловко пользуются организаторы терактов. Именно осознание несправедливости, порожденное социально-географическим неравенством (подкрепленное религиозным фанатизмом и жаждой мести) толкает людей в террористы-смертники. Терроризм, как известно, оружие слабых, тем более, что в страны "золотого миллиарда" все в большем и большем количестве просачиваются выходцы из третьего мира. Их социальная неустроенность, их неприятие европейской культуры уже вырываются наружу. И не только в виде терроризма, но и в виде прямого антиправительственного выступления (как это случилось во Франции и некоторых других европейских странах в конце 2005 года). В этих событиях чувствуется координирующая рука единого организатора, причем используется не только социальный антагонизм, но и национальные и рассовые отличия.

У Европы был шанс сохранить свое население европеоидным если бы страны Западной Европы приняли программу, облегчающую доступ выходцев из стран Восточной Европы в Западную, но они этого не сделали. В результате белое население Европы неумолимо заменяется выходцами из Азии и Африки.

Жить во многих государствах “золотого миллиарда” стало сегодня небезопасно. И хотя пока еще приводят примеры "спокойных" Исландии и Новой Зеландии (в пику "опасным" США, Израилю, Франции) — это мнимое спокойствие. Просто сейчас атака идет на главные бастионы, а Исландия и Новая Зеландия находятся под защитой этих бастионов и пока террористов не интересуют. Пока. Но кто знает, не займутся ли ими позже?

Что будет дальше — предсказать трудно, но ясно, что жители богатых стран вскоре окажутся в положении обитателей осажденной крепости. А причина — все то же социально-географическое неравенство.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.