|
|
Актуальне в пресі
|
Валерий КРУК: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЕРЛИНА ("Киевский вестник", №6 (6140), 21 января 2006г.)
В январе канцлер ФРГ А. Меркель совершила серию ознакомительных визитов в те государства, сотрудничеству с которыми новая власть придает особое значение. Начала свой международный тур фрау Ангела с посещения ближайших стран Евросоюза - Франции, Великобритании и Польши, затем прибыла в США, а на обратном пути - в Россию.
Судя по сообщениям варшавских, лондонских и парижских СМИ, европейский вектор внешней политики Берлина существенно не изменился после того, как центральная власть в Германии оказалась в руках консервативного блока ХДС-ХСС. Объясняется это просто. Во-первых, в состав правящей коалиции вошли некоторые влиятельные социал-демократы, что гарантирует преемственность приоритетов. Во-вторых, бывший канцлер Г. Шредер и нынешний А. Меркель в первую очередь защищают не партийные, а национальные интересы, которые требуют усиления влияния в ЕС германского капитала и старых членов (ФРГ, Франции и так далее), а также увеличения доходов федерального правительства. В-третьих, нынешняя "мать" немецкой нации может быть и желала поддержать проамериканскую коалицию во главе с Речью Посполитой в Восточной Европе, но это не нравится подавляющей части как социал-демократов и "зеленых", так и христианских демократов.
В Соединенных Штатах германскую гостью встречали с распростертыми объятиями. Дело в том, что американцы надеются на восстановление вассальной зависимости ФРГ от США и на объединение усилий двух стран в борьбе с "антиамериканским" режимом во Франции. В ходе задушевных переговоров с президентом Дж. Бушем и государственным секретарем К. Райс бывшая жительница социалистической ГДР произвела неоднозначное впечатление на своих собеседников. Потому что она хоть и не отвергла в категорической форме все эти "заманчивые" предложения, но и не бросилась с рабской поспешностью выполнять поручение "старшего брата". Судя по всему, за океаном А. Меркель начала понимать, почему Г. Шредер и многие другие немцы недолюбливают, мягко говоря, чопорных ковбоев.
Многие вашингтонские газетчики с удовлетворением отмечали, что новая предводительница Германии направилась в Россию как бы мимоходом - по пути из Америки домой. И что это, дескать, наглядно показывается заметное охлаждение германо-российских отношений.
На первый взгляд казалось, что американские аналитики правы. Однако ситуация резко изменилась во время визита высокопоставленной немки в Москву. Трудно сказать, чем это объясняется, но переговоры канцлера ФРГ и президента РФ продолжались почти в два раза дольше намеченного времени и завершились успешно. Во всяком случае, на совместную пресс-конференцию А. Меркель и В. Путин вышли уже как добрые друзья. Оба политика приветливо улыбались. Чувствовалось, что они в равной мере довольны состоявшейся задушевной беседой, которая проходила без переводчиков, потому как фрау Ангела прекрасно знает русский язык, а господин Владимир - немецкий.
Обращаясь к журналистам, А. Меркель в первую очередь отметила, что переговоры завершились блестяще, так как достигнуто взаимопонимание фактически по всем злободневным проблемам как двухсторонних, так и международных отношений. Кроме того, товарооборот двух стран уже превышает 32 млрд. долл. И есть все основания полагать, что в ближайшее время данная цифра заметно увеличится. Потому что германские и российские предприниматели разработали и начали материализовывать целый ряд многообещающих и взаимовыгодных проектов. Причем, не только в энергетической, а фактически во всех отраслях народного хозяйства.
Разумеется, работники прессы поинтересовались судьбой Северо-Европейского газопровода, который планируется провести из России в Германию по дну Балтийского моря. Дело в том, что некоторые проамериканские берлинские издания, а также многие вашингтонские не так давно упрекали бывшего канцлера ФРГ Г. Шредера в далеко не бескорыстном лоббировании российских интересов, связанных с данным проектом. В связи с этим разбушевавшиеся "цепные псы демократии" призывали А. Меркель даже отказаться от участия Берлина в "сомнительном" строительстве. До посещения Великой Руси уважаемая госпожа официально не реагировала на подобные требования, а в Белокаменной, наконец, ответила, заявив, что это чрезвычайно полезное для немецкой экономики дело. И что со своей стороны она сделает все возможное, дабы сибирское "голубое топливо" уже в 2010 г. (а может быть и раньше) дошло по дну Балтики до Германии.
Московские журналисты в связи с этим высказывают предположение, что, защищая именно в РФ идею сооружения Северо-Европейского газопровода, А. Меркель тем самым поставила на место не только доморощенных непрошенных наставников, но и заокеанских. Потому что Белый дом не в восторге от данной новостройки. Объясняется негативное отношение дядюшки Сэма к германо-российской затее тем, что в настоящее время с помощью проамериканских режимов в тех государствах Восточной Европы, по землям которых проходит бывший советский газопровод, США могут, с одной стороны, контролировать поставку энергоносителей в державы ЕС, а с другой - в любой момент лишить Россию части доходов от продажи газа. Очевидно, что если появится подводный энергопровод, проходящий по нейтральной части дна Балтики, то влияние Штатов в Старом Свете заметно ослабеет.
Трудно сказать, действительно ли германо-российские отношения не пострадают, а наоборот - получат дополнительный импульс развития после избрания нового канцлера ФРГ.Сейчасочевидно лишь, что уже через пять лет резко сократятся объемы газа, перекачиваемого по украинской газотранспортной системе в Западную Европу. (Потому что к тому времени заработают на полную мощность как Северо-Европейский энергопровод, так и южный - "Голубой поток", который, перейдя по дну Черного моря, сейчас протягивается от Турции к Италии.) И что все это будет "заслугой" нынешней"оранжевой" власти Украины, которая, выполняя указания Америки, в течении всего 2005 г. упорно выталкивала российских газовиков со своей территории. Хотя имела все шансы, чтобы подобно немцам сохранить добрые отношения с РФ, а также добиться льготных цен на "голубое топливо" и привлечения российских инвестиций для модернизации нашей газотранспортной системы.
|
|
|