Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Інформація про вибори у ради всіх рівнів

Иностранные наблюдатели на выборах. Коллекция фактов (Washington ProFile, 02.11.2007г. - №94(834))

Источник: www.washprofile.org

Традиция приглашения иностранных наблюдателей на выборы появилась шесть десятилетий назад. За это время институт международного мониторинга стал важной составной частью любых выборов. Впервые в истории иностранные наблюдатели на выборах появились в 1857 году. Тогда дипломаты Франции, Великобритании, России, Пруссии, Австро-Венгрии и Турции следили за прохождением плебисцита в Молдавии и Валахии. В результате плебисцита, эти регионы были выведены из-под административного управления Австро-Венгрией и в 1859 году образовали новое государство - Румыния.

После окончания Второй Мировой войны и образования ООН, международные наблюдатели превратились в постоянный институт. Так, в конце 1940-х годов эксперты ООН следили за чистотой выборов в Западной Германии и Корее. Особый размах эта практика приобрела в эпоху краха колониальных империй - в 1950-1960-е годы и после окончания Холодной войны (в 1990-е годы). В 1992 году в ООН была создана особая структура, призванная поставлять наблюдателей на выборы - Отдел Электоральной Помощи.

Одним из краеугольных камней современного института международных наблюдателей за ходом выборов является Всеобщая Декларация Прав Человека, принятая в 1948 году. Пункт 3 Статьи 21 гласит: "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".

Международное наблюдение за ходом выборов важно по следующей причине: честные выборы являются основой демократической системы власти. Присутствие иностранных, то есть, априори беспристрастных наблюдателей позволяет создать легитимные институты власти. ООН декларирует, что "наблюдение за выборами - это наиболее транспарентный и методичный способ продвигать и укреплять демократию и обеспечивать соблюдение прав человека". Наблюдение за выборами основывается на двух фундаментальных принципах: во-первых, явного намерения правительства обеспечить демократичность выборов и, во-вторых, наблюдатель действует объективно, не вмешиваясь в процесс. В 1990 году ОБСЕ приняла Копенгагенскую Декларацию, в которой указано, что любые выборы должны соответствовать семи основным критериям. Они должны быть "универсальными, равными, честными, тайными, свободными, прозрачными и подотчетными".

Традиционно наблюдатели прибывают в страну выборов только по приглашению действующей власти. Иная практика используется в случае, если речь идет о новом государственном образовании: так в 1999 году ООН самостоятельно направила международных наблюдателей следить за референдумом в Восточный Тимор, который пытался отделиться от Индонезии (в результате референдума было образовано новое государство - Тимор-Лешти). Во многих случаях международные наблюдатели прибывают в страну выборов заблаговременно, чтобы отслеживать не только день голосования, но и сам избирательный процесс. Иногда они обучают местных жителей, не имеющих опыта участия в выборах. Так, в 1993 году специалисты ООН подготовили около 50 тыс. жителей Камбоджи, которые выступили в роли наблюдателей на выборах в местный парламент.

Обычно наблюдателей на выборы поставляют различные международные организации (среди них, например, Европейский Союз, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Американских Государств, Организация Африканского Единства и пр.) и неправительственные организации, специализирующиеся на поддержке демократии и защите прав человека (среди них, например, Международный Институт Демократии и Помощи на Выборах\International Institute for Democracy and Electoral Assistance, Международная Группа Защиты Прав Человека\International Human Rights Law Group, Международный Фонд Электоральных Систем\International Foundation for Electoral Systems и пр.).

Так, Отдел Электоральной Помощи на Выборах за период с 1989 по 2005 год получил 363 официальных приглашений из 96 государств мира (миссии наблюдателей были отправлены на 292 выборов). Аналогичная структура ОБСЕ (Офис Демократических Институтов и Прав Человека\Office for Democratic Institutions and Human Rights) за последние 10 лет направил около 10 тыс. наблюдателей на, примерно, 150 выборов.

Международные наблюдатели действуют не только в "новых демократиях", но и в государствах, где демократические институты существуют длительное время. Так, например, все страны-члены ОБСЕ обязаны приглашать международных наблюдателей на выборы, проходящие на их территории.

На президентских выборах в США международные наблюдатели впервые появились в 2004 году. С этим была связана любопытная интрига. Президентские выборы 2000 года принесли победу республиканцу Джорджу Бушу\George Bush, причем его успех зависел от  подсчета нескольких сот голосов, поданных избирателями Флориды. В 2004 году 13 конгрессменов-демократов обратились в ООН с просьбой прислать международных наблюдателей на президентские выборы. ООН отказалась пойти на это, потому что для отправки наблюдателей требовалось официальное приглашение исполнительной власти. После этого демократы обратились с соответствующим требованием к Госсекретарю США (тогда им был Колин Пауэлл\Colin Powell). Республиканцы, обладавшие тогда большинством в Конгрессе, добились принятия поправки, согласно которой ООН не имеет права использовать деньги, выделяемые Соединенными Штатами, на финансирование международного мониторинга за ходом выборов в США. В свою очередь, Госдепартамент США\State Department направил официальное приглашение наблюдателям из ОБСЕ (ситуацию с ООН он никоим образом не прокомментировал). В итоге несколько сот международных обозревателей отработали в США (как известно, Буш победил вновь). Серьезных нарушений они не обнаружили. Необходимо добавить, что до этого наблюдатели, предоставленные ОБСЕ, в США следили за ходом парламентских выборов 2002 года и некоторых губернаторских выборов.

Международное наблюдение за ходом выборов имеет ряд проблем. Иностранные наблюдатели часто незнакомы с историей, культурой, традициями и пр. особенностями страны, в которой они работают. Чтобы избегать подобных обвинений, международные институты часто проводят специальные тренинги для наблюдателей и\или сотрудничают с местными специалистами. Традиционно иностранных наблюдателей обвиняют в пристрастности: так, многие неправительственные организации базируются в США, и их периодически подозревают в продвижении интересов Вашингтона. Еще одна проблема возникает в ситуации, когда государство, в котором проходят выборы, поздно высылает приглашения для наблюдателей. Дело в том, что выборы - продолжительный процесс. Мониторинг выборов предполагает оценку многих факторов действующих длительное время (пропаганда, агитация, вовлеченность власти и пр.), а не только ситуации, сложившейся непосредственно в день голосования.

Наблюдатели, работающие на выборах, обычно подписывают декларации, которые должны продемонстрировать, что они точно понимают: как и чем им предстоит заниматься. Так, наблюдатели ОБСЕ дают следующие обязательства: "Я прочитал и ознакомился с текстом Кодекса поведения международных наблюдателей за выборами. Настоящим обязуюсь, что буду придерживаться Кодекса и что вся моя деятельность в качестве наблюдателя за выборами будет осуществляться в полном соответствии с ним. У меня нет конфликта интересов, ни политических, ни экономических, ни прочих, который мог бы повлиять на мою способность выступать в качестве беспристрастного наблюдателя за выборами и придерживаться Кодекса поведения.

Я буду неизменно сохранять свою политическую беспристрастность. Я буду выносить свои суждения, исходя из соблюдения самых высоких требований к точности информации и объективности анализа с проведением различия между субъективными посылками и объективными фактами, и я буду основывать все свои заключения на фактическом и поддающемся проверке материале.

Я не буду чинить препятствий процессу выборов. Я буду уважать национальные законы и полномочия должностных лиц избирательных органов и буду с уважением относиться к избирательным и прочим национальным органам власти. Я буду уважать и поощрять права человека и основные свободы населения страны. Я буду придерживаться надлежащего личного поведения и проявлять уважение к другим, в том числе проявлять чуткое отношение к культуре и обычаям принимающей страны, проявлять здравомыслие в личных отношениях и постоянно, в том числе и в нерабочее время, сверять свое поведение с наивысшим уровнем профессионализма.

Я буду защищать организационное единство международной миссии по наблюдению за выборами и буду следовать ее инструкциям. Я буду воздерживаться от высказывания своих личных замечаний, наблюдений или выводов в новостных средствах массовой информации или для общественности до того, как миссия по наблюдению за выборами выступит с заявлением, если только я не получу конкретных полномочий на это от ее руководства". 02 Ноября 2007 Washington ProFile

При подготовке материала использована информация из книг Эрика Бьорнлунда\Eric Bjornlund "Мониторинг Выборов и Строительство Демократии"\Beyond Free and Fair: Monitoring Elections and Building Democracy и Томаса Карузерса\Thomas Carothers "Мониторинг Выборов"\The Rise of Election Monitoring, а также данные Университета Невады\University of Nevada at Las Vegas.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.