Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійне життя

Г.К.Крючков: ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Выступление Г.К.Крючкова - советника Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, народного депутата Украины Ш, ІV созывов и председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны, действительного члена Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (г.Москва), профессора Академии на I Международной научно-практической конференции “Русский мир Донбасса: язык, культура, религия”, организованной Украинской академией русистики, Луганским отделением Международной лаборатории далеведения и Представительством Госзарубежцентра в Украине при поддержке Посольства Российской Федерации в Украине 9-10 сентября 2006 года г.Луганск)

Уважаемые коллеги!

Прежде всего позвольте поблагодарить организаторов Конференции

за приглашение и предоставленную возможность принять участие в развернувшемся здесь интересном, содержательном разговоре.

В своем выступлении хотел бы остановиться на языковых проблемах, в основном на вопросе о ситуации с русским языком в Украине, в контексте соблюдения прав человека. Эти проблемы, наряду с вопросами об отношениях с Россией, вступлении Украины в Единое Экономическое Пространство, членстве в НАТО, внеблоковом, нейтральном статусе, о единой православной церкви, являются предметом острой политической борьбы и политических спекуляций.

Напомню, что и Л.Кравчук, и Л.Кучма, добиваясь избрания на президентский пост, активно эксплуатировали тему русского языка, предоставления ему, наравне с украинским, статуса государственного. Но ни тот, ни другой своих обещаний не выполнили. Такая же проблема встала сегодня перед политическими силами, которые победили на парламентских выборах.

Фактом является то, что на протяжении всех лет независимости Украины экстремистскими национал-шовинистическими кругами, которые в значительной мере определяют позицию высшего политического руководства страны, велась и ведется жесткая линия на вытеснение из жизни нашего общества русского языка и русской культуры, раздувание оголтелой русофобии, линия, являющаяся важнейшей составной частью курса на дистанцирование Украины от России, на все большее отчуждение между братскими народами.

При всей бесперспективности попыток начисто вытеснить русский язык из жизни украинского общества, в котором, как убедительно показал на материалах солидных исследований выступивший передо мною Н.А.Шульга, примерно половина граждан считает русский язык родным или постоянно разговаривает на нем, нельзя не учитывать того, что захватившим важнейшие, ключевые посты в структурах государственной власти, особенно в гуманитарной сфере, русофобам удалось создать огромные трудности для использования гражданами родного, русского языка, основательно испортить отношения между нашими странами, я бы сказал - опустить их ниже плинтуса - во вред прежде всего народу Украины. Сейчас антироссийская и антирусская истерия нагнетается с еще большим размахом. Недавно мы были свидетелями оголтелого антироссийского и атирусского шабаша, каким стал Всемирный конгресс украинцев, проведенный в Киеве.

В связи с этим хотел бы сказать вот о чем. Мне довелось не так давно побывать в некоторых бывших советских республиках Прибалтики и Закавказья. Бросилось в глаза то, что там русский язык практически вытеснен из сферы человеческих отношений. К этому ведут дело “национально озабоченные” и в Украине.

Практическим результатом такой политики является то, что целым народам фактически перекрывается доступ к достижениям великой гуманистической русской культуры, да и науки, являющимся бесценным достоянием всего человечества. Они в духовном плане обкрадываются, их права грубо попираются.

Наступление на русский язык, русскую культуру оправдывается необходимостью сохранения государственного - украинского - языка, который действительно нуждается в защите, но во всяком случае не за счет ущемления, а тем более вытеснения русского языка.

Что сделали для этого, чего добились “национально сознательные” и “национально озабоченные”, дорвавшиеся до власти в Украине 15 лет тому назад? Прежде всего объявили русский язык “мовою іншої держави”, даже “окупаційною мовою”, “мовою колонізаторів”. Они засорили и продолжают засорять прекрасный украинский язык галицизмами, диалектами американо-канадской англизированной диаспоры и этот, с позволения “украинский язык” навязывают нашему народу.

Это является одной из причин опасного обострения ситуации в языковой сфере и раскола в обществе: резко сокращено количество школ, фактически ликвидированы вузы с преподаванием на русском языке; русская литература объявлена иностранной и изучается в мизерных объемах; русский язык вытесняется из электронных средств массовой информации, что болезненно ударило по конституционным правам миллионов граждан. В то же время указанные силы, по сути, ничего не добились в плане реального утверждения позиций украинского языка как государственного.

Наступление на русский язык и русскую культуру приобрело, особенно с приходом к власти “помаранчевых”, масштабный, тотальный и крайне опасный, я бы даже сказал - шовинистический характер. Чтобы убедиться в этом, достаточно прослушать хотя бы один день передачи украинского официального (“национального”) радио. Мы имеем дело с беспрецедентными нарушениями признанных во всем цивилизованном мире и закрепленных в украинской Конституции прав граждан.

Самый свежий пример - включение в Положения об аттестации пункта о проверке знания государственными служащими и должностными лицами органов местного самоуправления государственного языка и использовании его в служебной деятельности, что в практическом применении может стать основанием для увольнения десятков тысяч людей, особенно в Восточных, Южных областях и Закарпатье. Документ явно не согласуется с требованиями ст.38 Конституции Украины и нарушает ст.24 Основного Закона страны. К слову, в некоторых министерствах сотрудников уже предупредили об увольнении, “если они будут на работе разговаривать на русском, а не на государственном языке”.

Это решение, в числе других, было подписано Ю.Ехануровым в последние дни его премьерства. Среди них и распоряжение экс-премьера о “Книге памяти”, в котором зафиксирован отказ от термина “Великая Отечественная война” и замена его термином “Вторая мировая войн”. А о чем говорит решение Правительства о переводе старейшего военного учебного заведения - Одесского института сухопутных войск во Львов, принятие которого проНАТОвские руководители военного ведомства обосновывали тем, что “во Львове истинные патриоты и разговаривают на украинском языке в отличие от Одессы, где говорят на русском”?

Действия “помаранчевых” в языковой сфере не согласуется и с
основополагающими международно-правовыми актами, ратифицированными Украиной и являющимися составной частью ее национального законодательства. Этих актов много не перечисляю их только из-за дефицита времени.

Этим я вовсе не хочу сказать, что государственные служащие, сотрудники органов местного самоуправления не должны знать государственного - украинского - языка. Им должен владеть каждый грамотный, тем более считающий себя интеллигентом человек. Но добиваться этого силовыми методами, в том числе угрозой увольнения с работы, недопустимо.

Позволю себе напомнить, как ставил этот вопрос
В.И.Ленин,
когда царизм пытался ввести – как обязательный государственный - русский язык на всей территории России, добиваясь этого в принудительном порядке, или как говорил Владимир Ильич, из-под палки.

В 1914 году он писал: “Мы не хотим только одного: элемента принудительности. Мы не хотим загонять в рай дубинкой... Принудительность (палка) приведет только к одному: она затруднит великому и могучему русскому языку доступ в другие национальные группы, а главное - обострит вражду, создаст миллионы новых трещин, усилит раздражение, взаимонепонимание и т.д. Кому это нужно?” - спрашивал В.И.Ленин (см. В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.24, сс.294-295).

Разве не то же самое происходит сейчас в Украине с внедрением в качестве государственного украинского языка? Именно языковая агрессия “помаранчевых” национал-шовинистов является одним из основных факторов, усиливающих угрозу раскола нашего общества. Ведь доходило уже до того, что Президент В.Ющенко несколько месяцев изо дня в день по несколько раз по радио и телевидению призывал граждан Украины даже “думати по-українському” (пока, наверное, кто-то не подсказал, какая это шовинистическая чушь).

К слову, под такую политику “национально свідомими” подводится “теоретическая база”. Академик Н.Г.Жулинский, бывший одно время вице-министром по гуманитарным вопросам и приложивший немало усилий для вытеснения русского языка, выступая 5 мая т.г. на Общем собрании Национальной академии наук Украины, заявил: “Уже сейчас наблюдаем, как активизировались процессы суверенизации стран, втянутых в сети глобализации, как выразительно проявляются национальные чувства у современной молодежи, в частности такое явление, как этномагнетизм -стремление жить в этнически однородных регионах (подчеркнуто мною -Г.К.) (см.“Урядовий кур"ер”, 13 мая 2006 года).

В общем, “Украина только для украинцев”. Но человечество уже испытало последствия подобной расистской практики.

Для правильного, справедливого, если хотите - цивилизованного решения языковых проблем, затрагивающих интересы всего общества, права десятков миллионов граждан, необходимо исходить, как мне представляется, из таких принципиальных положений.

Прежде всего - из примата общепризнанных прав и свобод
человека гражданина и недопущения какой бы то ни было

дискриминации в этой сфере. Среди этих прав - и право разговаривать, общаться, учиться, обучать своих детей на том языке, который гражданин считает родным или наиболее приемлемым для себя. Нельзя подменять права человека правами языка, каким бы певучим, великим и могучим он ни был. Человек, и только человек вправе идентифицировать себя и по принадлежности к той или иной национальности, и по выбору языка пользования и общения. А государство, если оно на самом деле демократическое и правовое, должно всячески содействовать гражданам в реализации их законных прав.

Далее. Недопустимо не принимать во внимание и то, что Украина, как уже здесь отмечалось, является многонациональным государством. И важнейшей заботой власти в таком государстве должно быть создание условий для свободного развития, пользования, изучения языков и расцвета культур всех национальностей и народностей, населяющих эту страну. Это касается и языка общения граждан с представителями органов власти и самоуправления.

Необходимо считаться и с тем фактом, что русские, наряду с украинцами, являются наиболее многочисленной национальной группой в составе населения нашей страны.

Между прочим, это в своеобразной форме зафиксировано в ст.10 Конституции Украины, в которой русский язык выделен особо, на что, к сожалению, не обращается внимание. А в таком документе, как Конституция, каждое слово несет огромную смысловую и правовую нагрузку. Как я понимаю, в той обстановке, в которой в приснопамятную июньскую ночь 1996 года принималась Конституция Украины, это был максимум того, что смогли сделать парламентарии для закрепления особого статуса русского языка.

К слову, в 1991 году перед первыми президентскими выборами Л.Кравчук, выступая, как претендент на пост Президента, перед избирателями в Донецке, сказал очень верные, на мой взгляд, слова: “Русские в Украине — это не национальное меньшинство. Это - вторая ветвь единого народа Украины”. Но если это так, а это действительно так, то есть все основания ставить вопрос о предоставлении русскому языку, наравне с украинским, статуса государственного. (Как это должно быть в нормальной демократической стране. Примеры тому - Финляндия, Бельгия, Швейцария, Канада, даже ЮАР и другие государства).

В связи с этим позвольте высказать свое мнение относительно ситуации, которая сложилась в связи с принятием советами ряда городов и регионов решений о придании русскому языку на их территории статуса регионального, которые вызвали истеричную реакцию “помаранчевой” власти и репрессивные меры органов прокуратуры.

Давайте будем справедливыми и скажем правду: решения советов явились защитной мерой от противозаконного наступления национал-шовинистов и выражающих их интересы властей на права русского и русскоязычного населения.

Но надо в связи с этим иметь виду, что определение статуса языков отнесено к исключительной компетенции парламента. И, к слову, Верховная Рада этот вопрос решила, ратифицировав Европейскую Хартию региональных языков и языков меньший: в Законе о ратификации Хартии русский язык (а также ряд других - болгарский, молдавский, гагаузский и другие) отнесен к числу региональных языков на территории Украины.

И потому в правовом отношении было бы правильным, если бы советы принимали решения не о провозглашении русского языка региональным на территории соответствующего региона (он, повторяю, назван таким для всей территории нашей страны), а о мерах по реализации Закона Украины о ратификации Европейской Хартии языков и положений самой Хартии (как это сделал, по нашей рекомендации, Одесский областной совет). И никакая прокуратура не нашла бы оснований для опротестования таких решений.

А Хартия дает немало оснований для придания русском языку достойного статуса и создания необходимых гарантий в языковой сфере для русского и русскоязычного населения, хотя в полном объеме проблему не решает.

К слову, соответствующее решение должен был бы принять и Кабинет Министров Украины, в котором определить меры по реализации положений Европейской Хартии на территории страны.

Этого, как огня, боятся "национально свідомі” русофобы. Они делали и продолжают делать все, чтобы не допустить действия Европейской Хартии в Украине.

Это - целая эпопея. От имени Украины Хартия была подписана еще 2 мая 1996 года, впервые ратифицирована 24 декабря 1999 года, второй раз - 15 мая 2003 года. Однако ратификационная грамота передана в Совет Европы лишь 15 сентября 2005 года, и только спустя почти 10 лет после подписания - с 1 января 2006 года Европейская Хартия на территории Украины вступила в силу.

Но и сейчас определенными политическими силами и
руководством украинского МИДа прилагаются огромные
усилия к тому, чтобы не допустить фактического введения
Хартии в действие,
отменить Закон о ее ратификации и даже
“отозвать Хартию”. Выдвигаются надуманные,

несостоятельные мотивы (при ратификации Хартии был представлен “неправильный ее перевод”, ее реализация потребует больших расходов из бюджета” и т.п.). Так что борьба продолжается.

Реализация положений Хартии, а также обещаний добиться предоставления русскому языку статуса государственного станет серьезным испытанием для нового Правительства и парламента. Вопрос заключается в том, смогут ли они противостоять сопротивлению национал-шовинистических сил, поддерживаемых Президентом.

Нельзя не видеть и двойных стандартов в подходе Запада к этой проблеме. Видя откровенную обструкцию указанных сил, что ведет к дискриминации миллионов граждан, попранию их прав, Совет Европы, Парламентская Ассамблея СЕ молчат. Впрочем, другого от них и ожидать не приходится.

Думаю, проведение этой Конференции явится важным шагом в отстаивании законных прав русских в Украине. По моему мнению, было бы правильным, если бы по итогам дискуссии, которая здесь происходит, мы приняли обращение к Кабинету Министров Украины с требованием реализовать предвыборные обещания, которые были даны политическими силами, сформировавшими парламентскую коалицию, - Партией регионов, социалистами и коммунистами, а как первый шаг - принять развернутое решение Правительства о реализации положений Европейской Хартии языков, пресечь всякие попытки торпедировать Хартию.

Необходимо учитывать, что для придания русскому языку статуса государственного требуется внести изменения в Конституцию Украины, причем по усложненной процедуре. А это требует времени и сегодня является проблематичным. Но первые шаги надо делать безотлагательно. В связи с этим следовало бы обратиться от нашей Конференции к Верховной Раде Украины с требованием ускорить принятие новой редакции Закона о языках в Украине и предпринять установленные Конституцией процедуры для решения вопроса о придании русскому языку статуса государственного.

Стоит подумать и над тем, чтобы обратиться к Парламентской Ассамблее Совета Европы, изложить истинное положение дел, выразить нашу озабоченность и просить обратить на это внимание при рассмотрении первого отчета Украины о реализации положений Европейской Хартии языков, который должен быть предоставлен ПАСЕ в январе 2007 года.

Что касается материалов Конференции, то их следовало бы обобщить и изыскать возможность издать.

В заключение хотел бы обратиться к нашим российским друзьям. По нашему мнению, общие интересы наших стран и братских народов требуют более активного участия Российской Федерации в делах и судьбах русских в Украине. Речь, конечно же, не идет и не может идти о каком-то вмешательстве во внутренние дела нашей страны.

Скажем, почему до сих пор даже в Киеве нет Российского культурного центра (или “Русского дома”, хотя ряд государств такие центры имеют.

Складывается впечатление, что россияне в таких вопросах лет на двадцать отстали от американцев.

Простите за откровенность.

Благодарю за внимание.

***Георгий Корнеевич высказал свою точку зрения и при обсуждении проблемы роли и места общественности по защите русского языка. Приводим тезисы его выступления.

ПОДНЯТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ НА ЗАЩИТУ РУССКОГО ЯЗЫКА

Уважаемые товарищи!

Я хотел бы поддержать предложение А.А.Олейникова о сосредоточении внимания на практических мерах, которые следовало бы осуществить для защиты человеческих прав и законных интересов русских и русскоязычных граждан в Украине в сложившейся обстановке, с учетом того, что истинная картина действительного их положения была обстоятельно раскрыта в докладах и выступлениях на вчерашнем пленарном заседании Конференции.

Что мы имеем сегодня в Украине? - На парламентских выборах
победу одержали,
хотя и с небольшим перевесом, политические силы,
которые занимают реалистичные, отвечающие интересам нашей страны
позиции по вопросам языка, отношения к России, ЕЭП, НАТО и другим
острым проблемам.
Их поддержало, повторяю, большинство избирателей,
причем в Восточных и Южных регионах страны – подавляющее большинство. Проблема теперь состоит в том, устоят ли эти силы перед мощным давлением Президента, национал-экстремистских, русофобских сил, которые его окружают, не произойдет ли отката от заявленных позиций, как это уже не раз бывало в Украине за последние 15 лет. Для политических сил, прежде всего для Партии регионов, это была бы политическая смерть (они в таком случае разделили бы судьбу НДП, СДПУ(о), да и “Нашей Украины”), а для миллионов наших соотечественников - еще одна трагедия.

Если хотите, это последний шанс отстоять признанные во всем цивилизованном мире права десятков миллионов граждан нашей страны на свою самобытность, на родной язык, на свою культуру. Решить эту задачу, не допустить отката - историческая задача всех патриотических сил, их долг перед нынешним и грядущими поколениями.

Что для этого надо делать, какие рычаги привести в действие? -Хотел бы поделиться некоторыми соображениями на этот счет.

Убежден, что решающее значение будет иметь - удастся ли поднять общественность, убедить граждан в необходимости восстать на защиту своих законных прав. Речь идет о том, чтобы организовать массу обращений людей, чьи права нарушаются, родительской, преподавательской общественности в Правительство, Верховную Раду, к Президенту, Уполномоченному Верховной Рады по правам человека, Министерству образования и науки, Госкомитету по телевидению и радиовещанию.

Надо наступать. В этом отношении мы явно уступаем национал-шовинистическим силам, которых явное меньшинство, но которые своей

агрессивностью давят на властные структуры и, пользуясь поддержкой Президента, навязывают свою волю всему обществу.

Если создание гражданского общества не фраза, не популистский лозунг, то надо понимать, что гражданское общество и есть, в сущности, способность общества, граждан отстаивать свои законные права и свободы! Нам нужна, повторяю, здоровая, основанная на законе и праве, агрессивность.

Это - первое.

Второе. Вчерашняя встреча с председателем Луганского областного совета В.И.Голенко, с другими руководителями области и города убедили меня в том, что в необходимости более энергичной защиты интересов граждан в языковой сфере, в сфере образования убеждены региональные лидеры Востока, Юга и некоторых других регионов Украины. Они острее, чем в Центре, чувствуют эти проблемы, они не выходят напрямую на Президента и его русофобское окружение, многие из них настроены решительно и способны смелее действовать, опираясь на волю и поддержку избравших их граждан. Этим надо воспользоваться, опереться на поддержку региональных лидеров в борьбе за свои права.

Третье. Обстановка требует более плотной работы с региональными и местными организациями политических партий, прежде всего с теми, что победили на выборах (регионалы, социалисты, коммунисты). Они также более свободны в своих действиях и должны “давить” на центральные партийные органы, добиваясь выполнения предвыборных обещаний. Тем более, что регионалам принадлежат самые высокие посты в Правительстве -премьера, первого вице-премьер-министра и другие. А Министерство образования и науки возглавлял в прошлом составе Кабинета Министров и возглавляет теперь социалист. Между тем именно это Министерство выступает, по сути, проводником агрессивной политики вытеснения русского языка, литературы из сферы образования. Министерство утвердило соответствующие программы, в частности по истории Украины, благословило выпуск учебников, в которых извращаются исторические события, замалчиваются подвиги нашего народа в Великой Отечественной войне (само это понятие заменено другим - “Вторая мировая война”), в ранг героев возводятся пособники гитлеровцев из ОУН-УПА, которые стреляли в спины воинам Советской Армии - освободителям, чинили зверства над мирным населением в западных областях, в оккупированном гитлеровцами Киеве вели на расстрел киевлян и военнопленных в сентябре 1941 года в Бабьем Яру. Подготовлены эти учебники, повторяю, в соответствии с программой, утвержденной Министерством.

Я бы рекомендовал решить с руководством области вопрос ^о проведении встречи преподавателей школ, высших учебных заведений, родительской общественности с министром образования и науки, чтобы высказать ему озабоченность состоянием дел с изучением русского языками литературы, нарушениями конституционных прав населения области, 90% которого составляют русские. Такие встречи желательно провести и в других восточных и южных областях - именно по этому вопросу.

Сейчас мы говорим о языке. Но это в такой же мере касается и отношения к НАТО, стремления “помаранчевых” реабилитировать головорезов из ОУН-УПА и других острых вопросов, по которым власть должна услышать голос народа, его законные требования.

Необходимо также активнее использовать средства массовой информации для создания отпора фальсификаторам истории и в обществе соответствующей атмосферы.

Новая власть нуждается в поддержке общества, и русскоязычный Восток, мощный бастион здоровых сил Украины должен оказать ей такую поддержку, добиваясь выполнения этой властью обещаний, данных во время выборов.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.