Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Международное коммунистическое движение

Краткая информация о системе образования в Греции (Афины, 8-9 апреля, Европейский семинар Коммунистических и рабочих партий по вопросам образования)

Источник: www.kke.gr

Структура и последние реструктуризации образовательной системы нашей страны имеет общие черты с другими капиталистическими странами. Это происходит потому что буржуазный класс в любом случае, предоставляет рабочему классу столько и такое образование, которое ему необходимо для развития капиталистической системы, без причинения ущерба его экономическим и политическим интересам и, прежде всего, его политической власти и частной собственности на средства производства. Таким образом, хотя через развития производительных сил возникает объективная тенденция об ограничении физического труда и его слияние с умственным, и следовательно всякого противоречия, тем не менее, это противоречие намеренно сохраняется буржуазным классом. Эти процессы зависят от обострения классовой борьбы и динамики рабочего и коммунистического движения, которое особенно после Второй мировой войны, под фоном достижений социалистической системы, заставила буржуазный класс сделать некоторые отступления (например расширение базового образования и др.), но не оказалась от намерения ограничить образование народа. Тем не менее, основная черта буржуазной системы образования – это классовая дифференциация, которая усиливается когда соотношение сил складывается в пользу буржуазного класса, как это происходить в последние годы, после крушения социализма в странах Европы.

А. Структура образования

В Греции начальное образование (начальная школа) и среднее образование (гимназия и лицей) входят в одну образовательную структуру, которая обладает следующими основными характерными особенностями:

А) Всеобщее базовое образование. Формально оно является обязательным для всего населения и предоставляет в детском и раннем юношеском возрасте необходимые знания и навыки, чтобы люди могли элементарно функционировать в обществе. Его продолжительность составляет 9 лет, однако значительный процент учащихся (12%) не завершает его. Обязательное обучение начинается в возрасте 6 лет и включает в себя начальное образование (начальная школа, 6 лет обучения) и низшую ступень среднего образования (гимназия, 3 года обучения). Книги раздаются бесплатно.

Б) Более высокая(вторая) ступень образования (среднего), которое в англо-саксонских школах называется high school, и соответствует нашему лицею. Это ступень, которая с самого начала была элитарной и по сути дела является подготовительным звеном к получению высшего образования. Лицей не является школой для народа, не столько с точки зрения учащихся, сколько, главным образом, с точки зрения стоящих перед ним задач, предмета обучения и методов преподавания. Мы замечаем, что чем больше лицей привязывается к процедуре поступления в высшие учебные заведения, тем больше усиливается его классовый характер и тем большее развитие получает система параллельного образования (курсы, групповые занятия и частные уроки на дому), система подготовки к поступлению в университеты, которые в нашей стране являются основным рычагом неравноправия и классового отбора. Кроме того, эта ступень является диверсифицированной. Диверсификация началась с разделения на классический и практический лицей. Позднее, в 50-е годы, к ним добавились морские лицеи, а также технические и профессиональные гимназии и лицеи, и на пути сосуществования различных видов лицея(общеобразовательный, технический, единый многоотраслевой) мы пришли к современной значительной классовой дифференциации на: а)единый лицей (три года обучения), школу, которая рассчитана на тех, кто может продолжать учебу в высших учебных заведениях и б)технические профессиональные учебные заведения, которые состоят из двух циклов, двухгодичного и одногодичного, и предполагается, что они дают двух- или трехгодичное техническое профессиональное образование в сочетании с общеобразовательными предметами. По сути дела речь идет о школах низкого уровня, выпускники которых не получают ни общего, ни профессионального образования. Отметим, что техническое образование (которое в Греции как официально признанная форма учебного процесса появилось лишь в 1959 году), с самого начала строилось как неравноправный участник системы образования второй ступени.

Начальные школы, гимназии, лицей и технические профессиональные учебные заведения в большинстве своем являются государственными, кроме того, существуют школы (как правило, частные), называющие сами себя качественными, которые предназначены для тех, кто принадлежит к более сильным в экономическом отношении социальным слоям и может вносить плату за такое обучение.

В) Целый ряд школ, не поддающихся классификации на ступени, как правило, частных, которые были созданы в соответствии с теми или иными обстоятельствами и обещают вооружить учащихся знаниями, которые обеспечат им успех в жизни. Таковыми в Греции являются, например, технические и профессиональные училища. Последними потомками этих училищ являются технические профессиональные учебные заведения, которые – как было сказано ранее – принадлежат ко второй, высшей ступени среднего образования и ориентированы на привитие профессиональных навыков. Технические профессиональные учебные заведения являются подготовительным звеном к поступлению в не поддающиеся отнесению к какой-либо категории Институты профессионального обучения (продолжительность обучения – два года) и Центры профессиональной подготовки (программы подготовки, рассчитанные на несколько месяцев). Имеется значительное число государственных и еще большее - частных Институтов профессионального обучения, с очень высокой платой за обучение. Речь идет об учебных заведения довольно низкого уровня, так как они дают подготовку в соответствии с конъюнктурными потребностями рынка, которая быстро становится ненужной в связи с развитием науки и технологии. Как Институты, так и Центры восполняют пробел, который имеется в государственной системе образования в отношении существенной профессионально-технической подготовки после окончания лицея, и они являются сферой безудержной спекуляции со стороны частных предпринимателей.

Г) Система высшего образования, которая состоит из высших учебных заведений (вузов), то есть университетов (21 на всей территории страны) и технологических учебных заведений (16 на всей территории страны). Технологические учебные заведения соответствуют колледжам (colleges) и дают образование ярко выраженной профессиональной направленности, которое не соответствует университетскому. В 2001 году они были включены в систему высшего образования как неравноправные участники.

Все вузы и технологические учебные заведения в настоящий момент являются государственными, так как в Конституции страны четко говорится, что высшее образование предоставляется бесплатно исключительно юридическими лицами государственного права, причем отмена этого права является одной из непосредственных задач господствующей политики.

Наконец, дошкольное воспитание в Греции не является обязательным. Часть его, старшие группы детского сада (продолжительностью один год для детей начиная с 5-6 лет), находится в ведении Министерства образования и продолжают оставаться государственными, сосуществуя со значительным числом частных старших групп. Старшие группы принадлежат муниципалитетам и другим организациям, которые не гарантируют педагогический подход к детям и постоянно повышают плату родителям. Кроме того, большая часть из них была передана в частные руки.

Б. Недавняя реструктуризация системы образования в Греции

Для периода, в который мы живем, характерны усилия правительств, направленные на как можно большее и эффективное подчинение образовательной системы финансовым, а также политическим и идеологическим задачам капитала. За пропагандой необходимости “связать образование с потребностями рынка труда” скрываются международные политические планы империалистических организаций (ЕС, ОБСЕ и др.) и правительств, направленные на то, чтобы полностью приспособить образование к реструктуризациям более общего характера, которые осуществляются в экономике, и трудовым отношениям, а также дать возможность еще больше манипулировать молодым поколением. То есть задачей является еще более эффективное использование образования с целью воспроизводства, с одной стороны, массы гибких и послушных “потенциально занятых”, которые являются благоприятной почвой для еще большей эксплуатации и, с другой стороны, меньшего слоя технократов, которые будут служить идеологическим, политическим и экономическим устремлениям правящего класса., обладая большими способностями и на лучших условиях. Эту задачу пытаются выполнить с помощью: а) укрепления классового-селективного характера образования, б)превращения подготовки в массовую за счет общего образования и в) частно-экономического принципа функционирования школ и высших учебных заведений, которые призваны работать “конкурентоспособно”, на предпринимательской основе и – все в большей степени – на основе самоокупаемости.

Усилия, направленные на приспособление образования к новым требованиям капитала, были начаты в нашей стране в период 1992-1993 годов тогдашним правительством правой партии “Новой Демократии” (НД). В тот период были созданы Институты профессиональной подготовки и аспирантуры – типа магистратуры как отдельный цикл обучения в рамках системы высшего образования, которые предусматривали возможность взимать плату за обучение. Одновременно начались вмешательства в содержание преподавания с целью еще большей идеологической манипуляции молодежью. (Например, любые ссылки на марксистскую теорию были устранены из школьной программы и программы университетов). Тем временем направления необходимого для капитала приспособления образования, разработанные ЕС, получили более конкретное содержание, как следует из текстов-руководств по европейской политике в области образования (1993 год: “зеленая библия” о европейском аспекте обучения, 1995 год: белая библия в области обучения и профессиональной подготовки, преподавание и общение – к обществу знания, 1999 год: “Декларация Болоньи” о высшем образовании).

Таким образом, начиная с 1997 года правительство социал-демократов ПАСОК начало продвигать более комплексный и лучше разработанный план по изменению структуры образования в нашей стране. Основным устремлением этого плана являлось то, чтобы большее число молодых людей – главным образом, детей из беднейших слоев народа – обратилось к кратковременному “обучению”. С этой целью в лицее были созданы условия, которые не позволяли слабым в социальном и учебном отношении учащимся учиться в нем. Конкретно было увеличено число экзаменов, а выпускные экзамены в лицее были превращены во вступительные экзамены в высшие учебные заведения, в результате чего те, кто не мог продолжать получать образование в высших учебных заведениях (и оплачивать необходимые для этого подготовительные курсы), были вынуждены покинуть лицей. Для всех тех, кто был “отвергнут” лицеем, были созданы технические профессиональные учебные заведения гораздо более низкого уровня. Эта слишком тесная связь лицея с системой приема в вузы - технологические учебные заведения превратила лицей в подготовительные курсы к экзаменам и упразднило его какие бы то ни было образовательные и педагогические функции. Одновременно в лицее были введены новые программы и учебники, с ярко выраженной идеологической направленностью и формалистическим содержанием. Кроме того, под предлогом необходимости связать школу с жизнью и повернуть ее лицом к обществу было расширено использование различных европейских программ и видов деятельности (экологическое воспитание, здоровое воспитание, воспитание потребителя и т.д.) вне школьной программы. В действительности эти программы более непосредственным и эффективным образом укрепили пропаганду господствующей идеологии и капиталистических образцов жизни (“предпринимательство”, “конкурентоспособность”, “европейская идея” и т.д.) и начали приучать школы и преподавателей к “конкуренции” между ними. Параллельной и основной задачей “реформы” ПАСОК являлось также манипулирование преподавателями с изменением способов приема учителей и преподавателей на работу (отмена очередности на основе года выпуска завершения Вуза и введение экзаменационной системы для приема на работу) а также веление аттестационной системы для преподавателей и школ, которая, однако, до сих пор не была конкретизирована.

В тот же период времени происходит “расширение” системы высшего образования за счет создания новых отделений с семинарским или профессиональным содержанием занятий. В 2001 году в систему высшего образования включаются технологические учебные заведения без повышения уровня предлагаемого ими образования и без соответствия условиям, которые имеют силу для высших учебных заведений (научный предмет обучения и программа, высококвалифицированный учебный персонал, научно-исследовательская работа).

Крупномасштабные и длительные выступления учащихся, проходившие в течение двух лет подряд (1998 и 1999 годы), потрясли страну, заставили правительство “пригладить” некоторые из мер, ограничив число тех, кто сдает единые всегреческие экзамены в лицее. Таким образом постепенно уменьшилось число учащихся в технических профессиональных учебных заведениях. Однако основной костяк мер в рамках “реформы” не изменился.

Начиная с 2004 года правительство НД, подписав и приняв “европейские” требования в отношении образования, продолжает ускоренными темпами проводить ту же политику реструктуризаций. Параллельно с двойной неравнозначной сетью (лицей - техническое профессиональное учебное заведение) оно собирается продвигать – используя предварительную работу, которая была проведена предыдущими правительствами – диверсификацию программ обучения и разделение школ на классовые категории. Более конкретно, в последнее время в системе обязательного образования(в начальной школе, а затем – в гимназии) предпринимаются попытки разбить любую единую программу школы, введя зону деятельности вариативного содержания от школы к школы (“гибкая зона”), в которую также входят европейские программы. Между прочим, во имя того, чтобы “связать школу с обществом и производством”, поощряется непосредственное участие предприятий и органов местного самоуправления в финансировании, а также в поддержке и осуществлении деятельности в рамках этой зоны в целом. Таким образом, открывается путь к созданию классово дифференцированных школ, поскольку каждая школа будет формировать свою программу исходя из способности администрации привлекать дополнительные ресурсы. Самое важное – это то, что благодаря новым программам и учебникам продолжается подмена той или иной образовательной функции школы привитием утилитарных навыков для “рынка труда” и так называемых “социальных навыков” подчинения и активной поддержки системы.

Классовое расслоение образования продвигается параллельно с расширением приватизации и ее укреплением за счет предстоящей аттестации учебных заведений каждой ступени и других мер, которые планируется принять, с тем, чтобы обеспечить их конкурентоспособное функционирование при ведущей роли органов местного самоуправления и частных лиц. Например, в число непосредственных намерений правительства входит: а)децентрализация компетенций с целью обеспечения финансирования программ обучения и найма преподавателей на работу органами местного самоуправления и б)поручение частным лицам на вызывающе привилегированных условиях строительства, содержания, охраны, уборки школьных зданий и других услуг, с одновременным предоставлением им права использовать все эти сферы деятельности в течение ряда лет(сотрудничество между государственным и частным сектором, которое уже началось).

Это разделение на множество классовых аспектов нацелено на преждевременный и массовый поворот к профессиональной подготовке, которая в последние годы ослабла за счет снижения уровня технических профессиональных учебных заведений и уменьшение числа учащихся в них. Поэтому, помимо вышеуказанных мер, правительство НД в своем недавнем законопроекте возрождает на месте технических профессиональных учебных заведений институт профессиональных лицеев (3 года обучения) и двухлетних профессиональных училищ. Обе эти категории профессиональных школ – несмотря на то, что первая преподносится как более высокая ступень технического профессионального учебного заведения, а вторая однозначно как учебное заведение и заведение по профессиональной подготовке – более низкого уровня как в отношении содержания учебной программы, так и в отношении возможностей дальнейшего получения образования выпускниками, в частности, профессиональной подготовки и переподготовки в Институтах и центрах профессиональной подготовки.

Однако самый мощный удар со стороны реформы наносится в последний год по высшему образованию с целью полного пересмотра институциональных рамок его функционирования. В особенности после последней сессии министров образования европейских стран в Бергене появилась масса важнейших законов, которые предусматривают: а)подготовку в течение всей жизни для выпускников системы высшего образования (создание институтов обучения в течение всей жизни для выпускников вузов и технологических учебных заведений и т.д.), б)введение системы сбора кредитных баллов с целью замены научного обучения индивидуальными и “гибкими” программами обучения, которые востребованы на рынке, в) аттестационного разделения высших учебных заведений на категории и г)приравнивание трехгодичной бакалавриата к четырехгодичному и пятигодичному преддипломному обучению, которое до сих пор существует в нашей стране. Параллельно с этим в следующие месяцы будут представлены новые законодательные рамки для функционирования высших учебных заведений (рамочный закон). Все эти законы, в особенности последний, в целом являются подготовкой к полной приватизации системы высшего образования, которая завершится со снятием последнего препятствия, а именно с отменой 16-ой статьи Конституции, гарантирующей государственного характера высшего образования. Пересмотр Конституции объясняется предполагаемым повышенным спросом на высшее образование, который якобы призваны удовлетворить частные университеты. Однако на самом деле таким образом они стремятся облегчить и поставить функционирование всех государственных университетов и технологических учебных заведений на предпринимательскую и коммерческую основу, с тем, чтобы ввести плату за обучение, найти предпринимательские решения, чтобы обеспечить их выживание и, в первую очередь, чтобы обеспечить органичную связь с капиталистическим рынком и непосредственными интересами частных лиц.

Похоже, реструктуризации в области образования – которые одновременно осуществляются во всех странах капиталистического мира – являются основным условием воспроизводства капитала и системы в современных условиях обострения антагонизма империалистических кругов. Поэтому их следует серьезно принять во внимание в положениях и деятельности коммунистических партий, чтобы, насколько это возможно, обеспечить их единые характерные особенности на этом этапе, когда необходима реструктуризация и контрнаступление с их стороны.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.