Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

В.С.Неволин: Вспоминая киевское подполье... ("Комуніст Києва", №5, май 2005г.)

В последнее время в свободной от совести прессе участились публикации, посвященные событиям более чем 60-летней давности, происходившим в оккупированном фашистами Киеве. Читая их, не испытываешь никакого сомнения, что все это делается не для торжества исторической памяти и правды, а с чисто идеологической направленностью, для принижения значения и масштабов сопротивления оккупантам, пересмотра и искажения руководящей и организаторской роли Коммунистической партии.

К сожалению, на молодых людей эта антикоммунистическая, антисоветская пропаганда действует...

Да, обстановка в Киеве того времени была непростой. С приходом немцев повылазило всякого отребья предостаточно. Еще отряды народного ополчения, оставленные в качестве заслона при отходе советских войск сдерживали передовые части немцев, а в опустевшем и горящем Киеве уже начались грабежи и погромы магазинов и уцелевших складов. Впрочем кое- что пришлось тут же вернуть новым властям. Ибо за не выполнение грозил расстрел. Вот и выстраивались очереди киевлян для сдачи радиоприемников в немецкую комендатуру. Вместо назначенных суток очередь стояла пять дней. Но были люди, которые сдавать аппаратуру не собирались, а даже наоборот. Это были люди, которые готовились для борьбы с оккупантами.

29 июня 1941 г. с участием секретаря ЦК КП(б)У М.А.Бурмистенко было проведено совещание секретарей горкома и райкомов партии области. В Киеве были сформированы основной и запасной подпольные горкомы, 9 райкомов партии и 37 организации, насчитывавших 646 человек. Секретарем основного подпольного горкома партии был утвержден М.Г.Рудешко, ранее работавший в Ленинском райкоме партии, заместителем секретаря В.И.Хохлов, работавший начальником цеха и секретарем партийного комитета завода "Большевик". Первым секретарем запасного подпольного горкома КП(б)У был утвержден секретарь Белоцерковского горкома партии С.Г.Бруз. Партийным комитетом республики в Киеве было создано 64 конспиративные и явочные квартиры.

В первые дни оккупации Киева по наводке немецкой агентуры началась первая волна арестов партийного подполья. Чтобы избежать репрессий, М.Г.Рудешко выехал в Яготин, где был арестован гестапо. К обязанностям руководителя подполья он так и не приступил. В первую волну арестов попал секретарь Радянского подпольного комитета Л.Ф.Линник. В застенках никого не выдал и был расстрелян 9 октября 1941 г. В октябре предателем И.Романченко были выданы гестапо секретари Ленинского основного и запасного подпольных РК КП(б)У А.М.Федоров и Н.Я.Тычина. Оба погибли. В застенках гестапо погиб секретарь Дарницкого райкома партии К.К.Духанин. В целом первый состав подпольного горкома и большинства райкомов были раскрыты, активисты арестованы и расстреляны, а материально- техническая база подполья уничтожена. Из девяти членов подпольного горкома избежали ареста В.И.Хохлов, В.И.Кудряшов и М.П.Пятак.Руководство подпольным горкомом возглавил В.И.Хохлов. В середине октября 1941 г. в город возвратились из окружения секретарь Киевского горкома партии К.П.Ивкин и работник отдела кадров горкома Ф.Ф.Ревуцкий. Ознакомившись с обстановкой, они вместе с Хохловым и Кудряшовым в конце октября созвали заседание членов горкома с приглашением бывшего начальника цеха паровозоремонтного завода С.А.Пащенко, директора кирпичного завода Ф.Д.Зубкова, инструктора горкома Г.И.Кулика. На этом заседании секретарем горкома был избран К.П.Ивкин, его заместителем стал В.Г.Хохлов. В течении ноября-декабря были заново созданы 6 подпольных райкомов. Кроме того не прекращали своей деятельности Железнодорожный (секретарь А.С.Пироговский) и Октябрьский (секретарь И.П.Дудинов) райкомы партии. Не имели связи с горкомом и действовали самостоятельно Подольский (Т.Ф.Подий) и Дарницкий (А.Н.Тимощук) райкомы партии. Не зная о деятельности Подия, горком назначил секретарем Подольского РК И.К.Скляренко. В ноябре секретарем Печерского райкома был утвержден Б.А.Байда, поскольку райком основного состава во главе с секретарем Д.Ф.Ищенко к работе не приступил по неизвестным причинам. В декабре 1941 г. была установлена связь между основным и запасным горкомами партии. Под руководством подпольного горкома партии было создано также 8 новых подпольных райкомов ЛКСМУ.

Параллельно с партийным и независимо от него для работы в Киеве была оставлена подпольно-диверсионная группа НКВД под руководством Ивана Даниловича Кудри ("Максима"). В состав группы входили кадровые работники госбезопасности и обычные советские люди. В задачу группы входили разведка, диверсии, агитационная работа. В последнее время именно на деятельность этой группы бумагомаратели пытаются списать разрушение в конце сентября центра Киева, игнорируя абсолютно реальные директивы фашистов и конкретные доказательства их выполнения. К примеру, сколько было высказано "догадок" по поводу взрыва Успенского собора...

В Киеве действовали гестапо, немецкая полиция, украинская полиция, военная комендатура. Причем личный состав полиции и жандармерии по указанию Гиммлера был укомплектован из профессионалов гамбургской полиции. В Киеве гестаповцами была создана карательная организация "Аргус" (мифический 100-глазовый образ олицетвряет бдительность: 50 его глаз ведут наблюдение, 50-отдыхают), состоящая из репрессированных советской властью элементов, представителей бывших господствующих классов и разного рода проходимцев. Агентурой "Аргуса" были напичканы людные места города. Широко была распространена практика доносов и заявлений на коммунистов или работников советского госаппарата. Каждый день проводились облавы, осмотры чердаков и подвалов.

Но был и другой Киев. Процитируем часто цитируемого сейчас бывшего петлюровского министра, националистического писателя, привезенного в Киев немцами, Ивана Огиенко: "Вот уже несколько месяцев я нахожусь в Киеве, но душевно не спокоен. Вы себе не представляете, как все изменилось во времена большевизма. Люди злые, враждебно смотрят на нас, как когда- то, очевидно, смотрели киевляне на татар-завоевателей. Никакого уважения к нам. Вокруг одна жестокость. Всех приезжающих украинцев, то есть нас, называют фашистами, сообщниками Гитлера, хотя это, в известной мере, правда... Немцы действительно поручают нам, честно говоря, самые мерзкие дела". В городе царила атмосфера страха и произвола оккупантов.

Райкомы развернули свою работу на конкретных предприятиях и учреждениях. Так, под руководством Железнодорожного райкома партии было создано две подпольные группы на станции Киев-товарный, три на станции Киев-пассажирский, три в депо и ряд других. В целом Железнодорожный райком распространил свое влияние на 23 подпольные организации и группы на основных предприятиях района и города и объединял в своих рядах около 250 человек. Руководитель райкома Александр Сидорович Пироговский несмотря на тяжелое состояние здоровья (искусственное горло), полностью отдался подпольной работе. Боевые группы железнодорожников взаимодействовали с диверсионной группой горкома В.С.Кудряшова. Из-за двухкратного поджога основных цехов паровозоремонтного завода, тот так и не смог начать свою работу. Подрывная группа В.С.Кудряшова взорвала также здание станции Киев-товарный, главные железнодорожные мастерские, депо им.Андреева, водокачки на пассажирской и товарной станциях, Соломенский и Воздухофлотский мосты, образовав завалы на входных путях на ст.Киев. Взрывами были выведены из строя отдельные цехи швейной фабрики им.Горького и трикотажной им.Р.Люксембург. Поддержку подпольщикам оказывали рабочие-железнодорожники. Так, коммунист В.Д.Шишкин создал подпольную организацию "Киевский рабочий". Вся его семья распространяла листовки. 18-летний Василий Токарев остался с детства без обеих ног. С приходом оккупантов радиоприемник не сдал, а на самодельном стеклографе делал листовки. Их распространял его 72- летний отец. Подпольная организация на станции Киев-Московский под руководством А.Н.Тимощука совершала непрерывные диверсионные акты. Так сам Тимощук заложил мину в тендер действующего паровоза, который взорвался на станции Дарница, создав пробку на путях. Коммуни-сты Н.А.Танков и А.И.Лебедев подожгли Дарницкое депо. Находящиеся там паровозы вышли из строя. Инженер Г.Т.Тоичкин вывел из строя поворотный паровозный круг депо Киев- Московский, что надолго вывело подачу на ремонт и выход готовых паровозов из строя. Подрывные группы подпольной организации на ст. Киев- Московский вместе с диверсионной группой Соболева принимали активное участие в подготовке взрывов Дарницкого, Яготинского и Петровского железнодорожных мостов. В феврале 1942 г. диверсионная группа Хохлова вывела из строя электрооборудование завода "Большевик". По подозрению в совершенной диверсии был арестован сам Хохлов. После тяжелых пыток умер. Зимой в состав подпольного горкома был кооптирован секретарь горкома комсомола И.Кучеренко, который оказался предателем.

Деятельность подпольного горкома второго состава продолжилась до июня 1942 года. Гестапо вышло на след подполья и нанесло ему тяжелейший удар. Кучеренко выдал ряд руководящих подпольщиков. Так по наводке предателя был схвачен В.С.Кудряшов. В предсмертной записке он написал: "В казематах гестапо я вел себя, как подобает коммунисту. Я умру с твердой верой, что освобождение от ненавистного фашизма наступит скоро и что советский народ будет торжествовать победу..." Он был замучен, но никого не выдал. Посмертно Владимиру Сидоровичу Кудряшову присвоено звание Героя Советского Союза. По наводке Кучеренко гестапо напало на след руководителя запасного горкома Бруза. При аресте он застрелился, чтобы не попасть живым в руки гестапо. С.Г.Бруз и В.И.Хохлов посмертно награждены орденом Ленина. Случайно избежал ареста Ф.Д.Зубков, но гестапо схватило его жену и двоих детей. Вся семья Зубкова погибла. Кучеренко выдал также руководителей всех молодежных организаций.

Другая предательница, связная горкома В.Аристархова, выдала секретаря горкома К.П.Ивкина. Отстреливаясь от гестаповцев на конспиративной квартире, он был тяжело ранен и погиб в гестапо. Аристархова выдала и других членов горкома Ф.Ф.Ревуцкого и С.А.Пащенко. В это же время были арестованы секретари Шевченковсого райкома Н.С.Ухо, Октябрьского- И.Ф.Дудинов, Московского- В.И.Артамонов. После массовых арестов сохранили свои кадры и продолжали работу Железнодорожный, Дарницкий, Печерский, Подольский райкомы партии и Радянский райком комсомола.

Практически одновременно с партийным подпольем были арестованы члены группы И.Кудри: солистка киевской оперы Р.Окипная (на фотографии изображена в последней роли Кармен), Е.Бремер, сам "Максим". Известно, что их непрерывно истязали. В сентябре- октябре 2003 г. исполнилось 60 лет со дня героической смерти Ивана Даниловича Кудри. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. После смерти Кудри группу возглавлял Д.Соболев, после его гибели - А.Печенев, после гибели Печенева - В.Стембковский.

Учитывая опыт и боеспособность Железнодорожного райкома, ЦК КП(б)У в июле 1942 г. возложил обязанности горкома партии на этот райком. Секретарем горкома был назначен А.С.Пироговский, членами горкома Б.И.Петрушко и Г.П.Миронычев. И к концу 1942 г. в Киеве уже действовало 66 подпольных организаций и групп. Конечно же, они были малоподготовлены к такой рискованной и опасной работе. Но этими людьми, чьи фамилии известны или остались для нас неизвестными, двигали более высокие побудительные мотивы, которые позволяли преодолевать страх и боязнь за себя и свою семью. Только непрофессиональной наивностью можно объяснить попытку секретаря Печерского райкома Б.А.Байды в феврале 1943г. провести торжественное собрание (!?), посвященное 25- летию Советской Армии. Об этом стало известно гестапо. Все участники собрания арестованы и расстреляны. Уцелевшие подпольные группы продолжили свою работу под руководством П.И.Щербакова. Агент "Аргуса" Дорохин выдал подполье Дарницы. В мае 1943 г., проглотив документы, взорвал себя гранатой Афанасий Никитович Тимощук. За день (!) до освобождения Киева 5 ноября 1943 г. был расстрелян Александр Сидорович Пироговский. Его тело было обезображено и узнали его только по вырванной из горла резиновой трубке. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

За период немецко-фашистской оккупации подпольные организации Киева и области провели 490 боевых операций, взорвали 26 железнодорожных и шоссейных мостов, 13 складов с боеприпасами и продовольствием, совершили 41 крушение поезда, вывели из строя 104 паровоза и 836 вагонов, разрушили 188 километров линий телефонной и телеграфной связи.

Неужели надо уничтожать память об этих людях? Их подвиг переживет время, а те, кто сегодня пытается его оболгать, усомниться, исказить по сути своей продолжают дело предателей.

P.S. При подготовке статьи использованы материалы, изданного в 2002 г. Киевским городским историко- патриотическим клубом "Поиск" альманаха "Маршрути подвигу і слави".

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.