Пошук
Разместить кнопку на Вашем сайте

Газета «Комуніст»
Сайт Комуністичної партії України

Журнал «Комуніст України»

Газета Криворожской городской организации Компартии Украины

Ленінський Комсомол м.Києва

Газета Всекраинского Союза рабочих «Рабочий класс»

Коммунистическая партия Российской Федерации

Московское городское отделение КПРФ

Санкт-Петербугское городское отделение КПРФ

Сайт газеты ЦК Коммунистической партии Китая «Женьминь Жибао» (на русском языке)
Партійна преса та видання

Л.БОРИСОВ: ТРАГЕДИЯ НЕСТОРА МАХНО (г."Советская Россия", №102 (13005) 26 Июля, 2007г.)

Источник: sovross.ru

Наедине с экраном

Что большинство из нас до недавнего времени знало о Несторе Махно, больше известном как «батька» Махно? Пожалуй, только то, что он был командующим армии анархистов или просто атаманом бандитов, нагонявших страх на украинских обывателей своими налётами, грабежами, бессмысленными убийствами, своим противостоянием и белым, и красным. О Махно, о махновской вольнице мы знали по нескольким фильмам, по немногим книгам, в которых ему была отведена отнюдь не главная роль. Впервые карикатурный образ Махно появился на экране ещё в немом кинофильме «Красные дьяволята». Позже были фильмы «Александр Пархоменко», «Хождение по мукам», не единожды снимавшийся по роману Алексея Толстого. Махновщину, бандитизм, порождённый ничем не ограниченной вольницей под чёрными знамёнами анархизма, можно было увидеть и в «Адъютанте его превосходительства», в фильме «Служили два товарища» и, конечно же, в «Неуловимых мстителях».
И везде мы видели одно и то же: разгул насилия со стороны махновцев по отношению к мирным обывателям, грабежи, убийства. И везде Нестор Махно представал перед зрителями или читателями, как хитрый, трусоватый, вероломный главарь огромной банды.
Совсем иным выглядит Нестор Иванович Махно в новом сериале Первого телеканала «Девять жизней Нестора Махно». Думается, что образ вождя анархистов мог вызвать симпатии у телезрителей. Да и как не сочувствовать «бескорыстному борцу за волю» украинских селян, тем более что перед нами не тот зловещий «батька», что нам запомнился, а борец за народное, селянское счастье, талантливый полководец, почти бескорыстный, неприхотливый в обиходе человек. Этакий украинский Робин Гуд.
Решающая заслуга в создании столь привлекательного образа «батьки» Махно бесспорно принадлежит исполнителю главной роли в фильме актёру Павлу Деревянко. На мой взгляд, ему полностью удалась роль человека, судьбу и становление которого как неординарной личности, а позже его полный крах мы прослеживаем, начиная с двадцатилетнего возраста до смерти на чужбине в сорок шесть лет.
Трудно судить зрителю, насколько точно изложили авторы фильма подлинную биографию Нестора Махно и те события, главным участником которых он был. Скорее всего, событийный ряд в фильме строится во многом на придумках сценаристов. Ведь сам образ «батьки» Махно, других героев фильма, к примеру, Льва Задова, зачастую противоречит тому, как они изображены, например, у Алексея Толстого в «Хождениях по мукам». Нельзя забывать, что образ Вадима Рощина, оказывающегося в Гуляйполе, столице «республики» Нестора Махно, видящего нравы анархической вольницы, участвующего вместе с махновцами в боях за Екатеринослав, списан с близкого Толстому человека, с бывшего царского офицера Евгения Шиловского. Но несколько узловых событий из жизни Нестора Махно обозначены достаточно точно.
Впервые мы встречаемся с Нестором в момент его крещения в 1888 году. Кадры крещения младенца с загорающейся от свечи рясой деревенского священника, крестившего Нестора (позже Нестор расстреляет этого священника за предательство, за нарушение тайны исповеди), можно считать прологом к рассказу о его жизни. Авторы нарочито, что называется, в лоб показывают нам, что ещё на пороге жизни судьбой предопределено было появившемуся на свет мальчику разжечь страшный пожар на родной земле.
Свою «революционную деятельность» анархист Нестор со своими друзьями из украинского села Гуляйполе начал с ограбления почтовой кареты, перевозившей банковские деньги. При этом сам Нестор убивает охранника. В той сельской банде он играет не главную роль. Банду возглавляет его односельчанин Семенюта, который, судя по всему, поболее своих товарищей разбирается в идеях анархизма.
Это ограбление новоиспечённые анархисты называют экспроприацией. Но если после экспроприаций, проводившихся в начале прошлого века, например, такими членами РСДРП, как Камо, деньги шли на нужды партии, то у гуляйпольских анархистов захваченные ими четыреста тысяч так и остаются на руках. Позже, когда Махно уже станет вождём и командующим тысячами анархистов, его соратники, давние, закадычные друзья не избавятся от привычки прихватывать себе часть награбленного. За грабёж махновской «казны» (сейчас бы её назвали общаком) будет расстрелян один из ближайших друзей Нестора.
На протяжении всего фильма авторы пытаются нас убедить в бескорыстии «батьки», но что-то не верится до конца в его щепетильность. Даже если он сам пытается не запачкаться грабежами, то от этого не легче тем, кого грабят махновские бандиты. Да и не очень-то верится в его незапятнанность, если расстреливают его друга, «бухгалтера» за воровство махновской «казны». Ту ж «казну» накопить, собрать нужно было. А откуда взялись ценности, которые разбрасывает его жена и боевая подруга Галя перед конниками Котовского, настигающими бегущего в Румынию «батьку» с оставшейся немногочисленной свитой? Это ж сколько золота надо было награбить, чтобы так им швыряться! Да и махновского дружка Федоса-морячка селяне закалывают вилами за обыкновенный грабёж. Видать, шибко допекла их махновская вольница.
Можно ли обвинить киношного и подлинного Нестора в жестокости, если он неподдельно переживает гибель детей из немецкой колонии, разорванных гранатами своих сподвижников? Не меньшую досаду у него вызывает случайная гибель отца и дочери Данилевских от гранаты, бездумно брошенной его товарищем. «Батько» искренне горюет и по своим убитым соратникам, не говоря уже о том, как рвёт его душу гибель родных братьев.
Но именно он, так горевавший и по друзьям, и по чужим невинно убиенным детям, небрежно, походя, отдаёт приказ утопить в осенней реке офицеров, идущих на Дон, и не пожелавших снять погоны, награды и повернуть назад. А вся вина тех офицеров была в том, что они не могли поступиться своей честью. Столь же обыденно он отправляет на смерть и захваченных пленных красноармейцев.
Тут вспоминаются яростные обвинения господ «демократов» и либералов в адрес большевиков, якобы первыми развязавших «террор» на просторах России. Полноте, господа! Большевики, взявшие власть в октябре семнадцатого года, под честное слово отпускали на свободу и членов свергнутого ими буржуазного правительства, и генералов, которые вскоре с оружием в руках выступили против новой власти. А жестокость, доходившая порой до зверства — это то, что пробуждала в людях братоубийственная война, начавшаяся сразу же после другой, не менее страшной мировой бойни, развязанной тоже отнюдь не большевиками. Нельзя забывать, что уроки жестокости и ненависти российские мужики получили сначала в окопах, на полях той, империалистической бойни.
Никто не станет оспаривать военный талант Нестора Ивановича Махно. Легендарные пулемётные тачанки впервые появились в армии «батьки». Он же применял нетривиальные, смелые, порой лихие действия на поле боя. Можно согласиться со словами генерала Слащёва (прообраз булгаковского генерала Хлудова), приписываемыми ему сценаристами: Махно — самородок. Немало таких самородков вошло в историю в годы революции. Это и земляк «батьки» Александр Пархоменко, громивший его банды и погибший в одном из боёв с махновцами. А Чапаев, Щорс, Котовский, Кочубей, Будённый? Подавляющее большинство из этих талантливых полководцев, выходцев из народа, встало на сторону большевиков. Оно и понятно. Если тот же Махно пытался отстаивать интересы лишь селян, причём в анархистском их понимании, то партия большевиков и те, кто встал на её сторону в кровавой и беспощадной борьбе за власть, отстаивали интересы всего трудового народа. Из таких самородков, сумевших раскрыть свои таланты благодаря революции и советской власти, в годы Великой Отечественной войны сформировались маршалы Победы. Подавляющее большинство из них, замечу, были выходцами из села. Того села, которое нынче безжалостно и равнодушно умерщвляется нынешним режимом.
Одну из причин того, что Махно не хотел объединяться с большевиками, называет сам Нестор: большевики — за сильную власть, а анархисты — власти не признают. У анархистов, как объяснял «батька» большевику Дыбенко, повиновение держится на авторитете выборного командира. Здесь «батька» лукавил. У большевиков власть тоже поначалу держалась на авторитете лидеров, вождей. Кто бы стал спорить с тем, что в ту пору авторитет большевистских вождей в народе был куда более весомым, нежели авторитет десятков махно. Это уж потом, особенно в хрущёвско-брежневскую пору, оказавшиеся наверху, а порой и пробравшиеся к власти карьеристы, всеми силами держались за неё, не допуская к ней более достойных, более авторитетных соперников. Это, на мой взгляд, и сгубило советский строй.
В пору же революции и гражданской войны большевики поддерживали вышедших с самых народных низов лидеров, пользующихся заслуженным авторитетом у масс. Выделяли их, заслуженно награждали. Об этом свидетельствует и награждение Нестора Махно одним из первых орденом Боевого Красного Знамени — высшей наградой молодой советской республики.
Да, в кровавых схватках гражданской войны и со стороны большевиков допускались ошибки, перегибы и даже преступления. Разве не было преступлением многое из того, что творил Лев Троцкий в отношении того же Махно и его армии, в отношении казаков, да и в отношении красноармейцев и некоторых красных командиров. Ведь так называемую децимацию — расстрел за трусость каждого десятого — ввёл в Красной Армии именно Троцкий. Кстати, образ Троцкого в фильме здорово смахивает на ныне здравствующего и активно интригующего против нашего государства небезызвестного Березовского.
В сериале можно увидеть многое из того, чему мы стали свидетелями и участниками через семьдесят лет после той поры, о которой повествует фильм. Все эти скоропадские, петлюры творили с Украиной почти то же, что сегодня или совсем недавно творят жовтно-блакитные господа. А уж пограничная проверка на железнодорожной станции «Казачья Лопань» с требованием украинского чиновника всем пассажирам размовлять исключительно на украинской мове, с откровенным обиранием пассажиров, с местечковым гонором новых властей — это ж всё мы видим и слышим теперь. Даже пограничная станция между Россией и Украиной осталась прежней. И по названию, и по духу.
Может, сами того не желая, авторы фильма убедительно показывают зрителям, что болтовня, под которую губили нашу общую великую страну в те далёкие годы, очень сходна с нынешним «демократическим» пустозвонством. Разве что, про права человека не трепались в ту пору.
Трагедия Махно и его соратников, трагедия лучших представителей белогвардейского движения, потерявших свою Родину, огромна. Это в конце жизни, должно быть, понимает и сам постаревший, больной, почти всеми забытый Нестор Иванович. Он осознаёт, что тысячи и тысячи жизней были загублены им понапрасну. Но он не находит в себе сил поверить большевикам, активно строящим могучую республику Советов. Он так и умирает на чужбине вольным, не признающим власть, верящим в анархизм человеком.
Мы, телезрители, понимаем трагедию этого человека, других, не смирившихся с новой властью или незаслуженно, по злобным, трусливым наветам пострадавших от неё. Эту трагедию можно понять, объяснить и оправдать теми гигантскими успехами, свершениями, которых добилась наша общая, единая и неделимая страна под руководством большевиков.
Но как теперь объяснить, оправдать те неизмеримые потери, которые понесли народы, населявшие нашу Великую Родину? Ведь построенное трудами и муками нескольких поколений государство разрушено, развалено, разворовано не за понюх табака. Все мы потеряли то великое государство, ради возрождения и процветания которого боролись по-настоящему честные, преданные идее русские люди. Те многомиллионные жертвы, которые были принесены в гражданскую, в годы строительства социализма, в Великую Отечественную, были понятны и оправданы великой Победой, подвигом Королёва и Гагарина, величием Советской державы. Но чем оправдать нынешнюю разруху и нынешние жертвы? И об этом заставляет серьёзно задуматься рассказ о жизни и трагедии Нестора Махно.

Архів, сортувати за: Нові Відвідувані Коментовані
© Киевский ГК КПУ 2005
Все права защищены. Перепечатка материалов разрешается, только после письменного разрешения автора (e-mail). При перепечатке любого материала с данного сайта видимая ссылка на источник kpu-kiev.org.ua и все имена, ссылки авторов обязательны. За точность изложенных фактов ответственность несет автор.